Легенды, небылицы и тайны московского метро
Каждый старый город имеет свои легенды. Окружен преданиями и московский метрополитен. Некоторые из них совершенно фантастичны, но в каких-то нет ни капли мистики. Подлил масла в огонь и писатель Дмитрий Глуховский, автор фантастических книг "Метро 2033" и "Метро 2034". Эти произведения, снятые по ним фильмы и разработанные на их базе видеоигры стали просто культовыми, подогрев интерес общества к метрополитену до максимального предела. Теперь все чаще под землю спускаются искатели приключений и профессиональные диггеры, и тайны московского метро начинают приоткрываться перед любопытными взглядами. Заглянем и мы в этот удивительный мир.
Немного истории
Первый проект метро был разработан еще в 1872 году и предполагал прокладывание путей от теперешнего Курского вокзала до Лубянки. Второй проект (1890 г.) предусматривал значительное расширение сети метрополитена. Начались необходимые подготовительные исследования. Но из-за недовольства народа (в первую очередь извозчиков и духовенства) московская Дума отклонила проект. К идее строительства метро вернулись лишь при Сталине, тогда и было заложено начало стройки.
Археологические тайны московского метро
До сих пор при строительстве новых линий проходчики натыкаются на ценнейшие археологические находки: останки аммонитов и белемнитов, рыбоящеров (плезиозавров и ихтиозавров). Причудливый узор из окаменевших наутилусов и морских лилий украшает станцию «Площадь Ильича». В переходе между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая» красуется раковина брюхоногого моллюска, найденная в окрестностях. Сам мрамор тоже добыт в столице. Согласно легенде, первые станции метро были оформлены благородным белым камнем, который позже ушел на реставрацию Серпуховского кремля.
Подземные святыни
Тайны московского метро, имеющие религиозное наполнение или сакральный смысл, притягивают исследователей вот уже не один десяток лет. В качестве примера в первую очередь можно вспомнить алтарь, сооруженный на "Октябрьской". Отчетливо видны царские врата, украшенные сложным орнаментом, который издали воспринимается как огромный православный крест. Станция "Комсомольская" украшена редчайшей красоты мозаикой, тоже несущей религиозные элементы. Автор мозаики - потомственный иконописец П.Кочин, возродивший на панно "Александр Невский" утраченный лик Спаса Нередицкого. Знамя Спаса художник вложил и в руки Дмитрия Донского. Рисковый, однако, шаг - в советские-то времена! Говорят, что иконописец чуть не поплатился за свою самодеятельность. Но спасла его Екатерина Фурцева, министр культуры. Красота полотен так тронула ее, что она лично заступилась за художника перед вождем.
Загадочные новострои
С 1996 года в вагонах появились схемы метро со значком станции "Физтех". Поползли слухи о начале строительства. Однако оказалось, что такой станции и в проекте нет. Выяснилось: это всего лишь шутка студентов-физиков, создавших на компьютере и распечатавших фальшивку. С тех пор периодически появляются схемы-"утки" со станциями в Бирюлево, Долгопрудном, Мытищах. Вроде бы раскрыть топографические секреты московского метро не так уж сложно (ведь реальная схема в свободной продаже!), но из года в год история с несуществующими станциями повторяется.
С точностью до наоборот: отсутствующие на схеме
Многие тайны московского метро связаны с якобы существующими, но отсутствующими в официальных источниках станциями, выходами на поверхность, целыми ветками и даже бронированными бункерами. К примеру, окружено слухами некое "Малое Кольцо". Логика такова: Большое есть, должно быть и Малое. На самом деле Малая Кольцевая действительно планировалась, но проект не был реализован. Овеяна слухами и таинственная "Советская". Строительство ее не было завершено, станцией это место так и не стало. Зато превратилось в штаб Гражданской Обороны, возвышающийся на 2 этажа над землей и уходящий на несколько десятков метров вглубь.
"Первомайская" и "Калужская" - старые станции, утратившие свое значение. Судьба их похожа: в прошлом конечные станции после продления веток были заброшены или переоборудованы, а на новых маршрутах появились их тезки. Проносящиеся мимо пустого зала "Волоколамской" пассажиры могут видеть мрачные своды и следы кафеля. Безжизненная с виду станция - обычный недострой. Как видим, многие тайны московского метро легко поддаются логическому объяснению. Но, следуя той же логике, откуда-то взялись же эти суеверия? Откроет ли когда-то загадочный метрополитен Москвы все свои секреты?