Электорат - это все избиратели
Электорат – это граждане, имеющие право принимать участие в выборах различного уровня. При этом неважно, где и когда проходит избирательная кампания. Главное, чтобы она была направлена на людей, которые планируют поставить галочку в бюллетене.
Количественные характеристики
Учитывая, что в России, как и в большинстве стран мира, практически все граждане обладают всеобщим правом выбора, получается, что электорат – это все население старше 18 лет. Другое дело, что существует пассивный и активный электорат.
Пассивный электорат – это основная масса избирателей, которая слабо следит за политическими и экономическими событиями, плохо разбирается в особенностях политической деятельности. Словом, политика как общественное явление для них не представляет собой какого-либо значимого интереса. Но зато эта категория населения активно реагирует на рекламу, промо-акции и вообще любые формы продвижения. Она подвержена влиянию, а потому в момент электоральной мобилизации на самом пике избирательной кампании способна решить исход голосования.
Активный электорат – это граждане, которые занимают активную социальную и политическую позицию, по мере возможности принимают участие в общественных акциях, ведут агитационную и пропагандистскую работу, организовывают акции поддержки или протеста, то есть являются стабильной опорой для своих партий и политиков.
Качественные характеристики
По своей природе электорат – это неоднородная масса. Существует так называемое «ядро избирателей», которое включает в себя преданных сторонников. Они никогда не будут голосовать за «чужого» кандидата или партию, они всегда почти железобетонно стоят на своих позициях и не меняют их ни с течением времени, ни со сменой политической конъюнктуры. Другими словами, если сравнивать электорат, избирателей, других участников политической игры, то получается, что «ядро» - это своего рода стратегический минимум, который поддержит и финансово, и пропагандистски, а в час пик придет на участок и правильно проголосует.
Кроме того, выделяется еще вторая группа избирателей – сомневающиеся. Влияние здесь есть, но не существенное. Скорее, вопрос в оценке собственного благополучия. Если проводимая политика соответствуют их интересам, то они проголосуют. Если нет, то останутся дома. Это пассивные избиратели, однако чутко воспринимающие и рационально оценивающие происходящие вокруг них события.
И, наконец, «болото»: позиция этих избирателей крайне неустойчива, меняется в зависимости от направления политического ветра. Отсутствие гражданской позиции компенсируется неплохим коммерческим чутьем. Редко когда стабильно проводимые избирательные кампании на них ориентированы. Честно говоря, особого смысла и нет: обычно эти люди вообще не ходят на выборы.
Идеологические расхождения
Кроме того, применяется идеологическая квалификация избирателей: по числу сторонников того или иного идеологического направления, а значит, и партийной организации. Выделяют левых избирателей, центристов, правых, других. Их выбор – это выбор между партиями одного идейного направления. Скажем, принципиально голосовавший за ХДС-ХСС никогда не проголосует за СДПГ как представителей левого движения. Скорее, он выберет либералов, чем согласится проголосовать за «зеленых».
Российский электорат пока еще не сформирован. Связано это не только с тем, что свободные выборы – вещь новая и неукоренившиеся, но и с дефицитом консолидированной практики традиционного голосования. Выборы – это выбор политического защитника своих социальных интересов, а этот формат электоральных компаний в нашей стране редко когда можно наблюдать.