Должностная инструкция менеджера по продажам
Для обеспечения стабильной связи между торговой и производственной компанией и клиентами в структуре предприятия существует отдел продаж. В зависимости от размеров предприятия, в этот отдел могут входить один или несколько сотрудников (менеджеров по продажам). Данная профессия весьма распространена в области оптовых продаж. В зависимости от вида продаваемых объектов, сотрудник может иметь соответствующую специализацию.
Должностная инструкция менеджера по продажам предусматривает разработку и реализацию комплекса работ, включающих в себя организацию и создание сбытовой сети. Сюда же входит выполнение работ, связанных с подготовкой, выбором вида, способа и формы исполнения договоров. При обновлении информационной базы предприятия, менеджером по продажам производится также систематический анализ работы, объемов продаж и, в соответствие с результатами, подготавливаются отчеты для вышестоящего руководства.
Должностная инструкция менеджера по продажам включает в себя довольно обширную сферу обязанностей. Основной задачей специалиста является поиск потенциальных покупателей. При этом клиент-менеджер использует несколько методов. Как правило, основная работа производится путем телефонных переговоров (при этом клиенту предоставляется общая информация, раскрывающая суть деятельности предприятия). Связь с клиентом посредством телефонного звонка предполагает последующую с ним встречу. Для расширения клиентской базы, менеджер по работе с клиентами проводит организацию рекламных мероприятий, участвует в выставках и презентациях. Эффективное взаимодействие клиента и менеджера достигается путем создания положительной эмоциональной атмосферы в процессе переговоров. При этом сотрудник должен проявлять внимание к потребностям клиента.
Должностная инструкция менеджера по продажам включает в себя также формирование, ведение и обслуживание сделок. Сотрудник должен быть компетентным в своей специализации, что позволит дать клиенту информацию о продукте или услуге, ответив на все его вопросы.
В зависимости от направления деятельности, объема товаров или предлагаемых услуг, должностная инструкция менеджера по продажам может определять дополнительные задачи сотрудника. При этом, как правило, допускается свободное планирование рабочего времени. Следует отметить, что данная специализация предусматривает определенные моральные нагрузки на сотрудника. В связи с этим, клиент-менеджер должен обладать весьма твердым характером, гибкостью поведения, коммуникабельностью, наблюдательностью и т.п. Современные рыночные условия предполагают жесткую конкуренцию среди предприятий. Поэтому должностная инструкция менеджера по работе с клиентами предполагает наличие определенных знаний в маркетинговой, экономической и правовой сферах. Неотъемлемым условием эффективной работы является следование правилам принятого делового этикета. Клиент-менеджер должен ориентироваться на рынке, знать принципы и основные методы продаж, обладать навыками грамотного пользования персональным компьютером.
В структуре многих коммерческих предприятий предусмотрена должность бренд-менеджера. Как правило, данный специалист относится к отделу маркетинга. Должностная инструкция бренд-менеджера включает в себя планирование и проведение работ, направленных на развитие торговой марки (продуктовой или корпоративной). Основными задачами этого специалиста является планирование и осуществление маркетинговых исследований, связанных со всем спектром вопросов, касающихся ее создания, развития и продвижения.