Президент РФ. Конституционно-правовой статус главы государства
Конституционно-правовой статус президента РФ не очень четко определяется действующей редакцией основного закона. С одной стороны, Конституция позиционирует Президента России как главу государства. С другой, нормативные положения, регламентирующие его деятельность, не дают определенного ответа на вопрос о том, какую из ветвей власти он представляет. Почему-то принято считать, что глава государства в тоже время возглавляет исполнительную власть.
Проблемы определения
На наш взгляд, этот подход не совсем правилен с формально-правовой точки зрения. Да, действительно, пример такого совмещения есть – хозяин Белого дома одновременно является и главой американского государства, и возглавляет национальное правительство. Но это чуть ли не единичный случай, который можно рассматривать в качестве исключения из правила. В России же избирается премьер-министр - какую тогда власть он возлагает? Очевидно, ту же - исполнительную. Кроме того, Президенту предоставлены наиболее широкие полномочия по утверждению федерального административно-бюрократического аппарата. Широкие законодательные полномочия также не означают, что он является первым лицом власти законодательной. Прямое руководство и управление судебной системой, контроль за персональным составом и деятельностью судебной бюрократии также не дают оснований утверждать его правовое доминирование в судебной системе. Очевидно, что мы должны не просто говорить, кем является президент РФ, конституционно-правовой статус которого довольно-таки сложно определить. Речь идет о главе государства как над-институциональном органе, который находится «поверх» всех политических и государственных учреждений. Собственно говоря, поэтому он и считается главой российского государства.
Избрание
В целом конституционно-правовой статус президента определяется нормами, прописанными в законе о выборах Президента. Методология избрания – тайное голосование на всеобщих выборах, дату которых определяет Совет Федерации. В том случае, когда сенаторы по каким-либо причинам не в состоянии определиться с этой задачей, дату выборов назначает ЦИК. По сложившейся традиции президентский «день Х» проходит во второе воскресенье марта один раз в четыре года.
Требования
Итак, кандидат на пост президент РФ. Конституционно-правовой статус главы государства предполагает соответствие трем основным требованиям:
- наличие российского гражданства;
- возраст - от 35 лет;
- проживание в Россиии (не обязательно постоянно) более 10 лет.
Обязательная партийность
Практика последних лет продемонстрировала, что выдвижение кандидатов на пост президента осуществляется на общепартийных съездах. Согласно действующему законодательству, самовыдвиженцы также располагают правом регистрироваться, однако такие шаги не приветствуются.
Компетенция. Президент РФ
Конституционно-правовой статус главы государства предполагает такие полномочия, как:
- презентация – олицетворение народного суверенитета, он представляет интересы страны на международной арене, а внутри страны выполняет роль арбитра между различными группами элит;
- гарант выполнения конституционных норм и основных принципов конституционализма со стороны всех политических и государственных лиц;
- формулирование и проведение базовых принципов внутренней политики, определение стратегии внешнеполитического развития. Как Президент РФ, конституционно-правовой статус которого достаточно определенно указывает на приоритетность модераторских функций и полномочий по государственному управлению, он вправе создавать, преобразовывать или ликвидировать политические и государственные институты, а также обеспечивать бесперебойное функционирование органов власти всех уровней.
В современной политологии такая форма правления известна под названием "постсоветская президентура". Глава государства неформально как бы находится и над политическими институтами, и над правом. Вместе с тем именно от его воли зависит работа всех элементов государственной системы. Воспроизводство власти замыкается на индивидуальной воле одного человека, что, впрочем, не отрицает автономного административного существования отдельных винтиков общегосударственного бюрократического механизма.