Л. Фейербах: антропологический материализм и конец классической немецкой философии
Многим из нас доводилось слышать выражение «антропологический материализм Л. Фейербаха». Реферат на эту тему пишут студенты не только философских факультетов, но даже и негуманитарных вузов. Но сам этот мыслитель, как и его духовные открытия, не сделался своего рода «музейным экспонатом» или скучным вопросом экзаменатора. Это одно из удивительных приключений и взлетов человеческого гения.
Л. Фейербах. Антропологический материализм как завершающий период немецкой классической философии
После смерти Гегеля в Германии возникло множество направлений мысли, которые вытекали из его системы, развивали и даже отрицали ее. Таким нетрадиционным трендом была система Людвига Фейербаха. Она контрастирует с привычными классическими тезисами как в постановке проблем, так и в их решении. Своеобразие развития мысли Фейербаха состоит в том, что в первый период своей жизни он пытался следовать философским взглядам Гегеля и его учеников, а во второй перешел на позиции антропологического материализма. Но главным делом его жизни была критика религии. Он пытался противодействовать этому мировоззрению и его влиянию на людей.
Л. Фейербах. Антропологический материализм и борьба с традиционной религией
Л. Фейербах. Антропологический материализм и христианство
Философ считал, что религиозных чувств, свойственных человеку от природы, нет. Иначе у него был бы орган, которым верят. С другой стороны, дело здесь не в примитивном обмане или страхе. Все дело в том, что существуют определенные особенности психики человека, которые отражаются в его сознании. Все религии, как считал мыслитель, делятся на «природные» и «духовные», в зависимости от условий, которые ставят людей в зависимость. В первом случае это стихии, а во втором – общество.
Л. Фейербах. Антропологический материализм и "новая философия"
В том, что религия парализовала устремления людей друг к другу в этом мире, виновата и идеалистическая философия. Она оторвала понятия от их чувственного основания, перенеся в несуществующий мир. Поэтому новая философия должна превратить человека и природу (как базис его ощущений) в единственный объект изучения. Любые объекты, которые нельзя почувствовать непосредственно, не являются реальными и действительными. Таков антропологический материализм Л. Фейербаха, кратко изложенный.