Сложно переоценить значение шлемов для обычных солдат, порой это единственный шанс на спасение. Ведь каска способна защитить голову от осколков бомб, снарядов и в некоторых случаях даже от пуль. Особенно актуально ее применение стало во время Первой мировой войны: действия часто велись в окопах, которые прикрывали тела солдат, но вот голова являлась отличной мишенью.
Начиная с 1916 года войска Германии стали массово оснащаться специальными стальными касками М-16. Прототипом для их создания послужили шлемы французов, на которые немцы обратили внимание в 1915. Именно эта модель стала наиболее узнаваемой и запоминающейся. Немецкая каска Первой мировой была выполнена в форме цилиндра, охватывающего голову, оснащенного конусным назатыльником, цель которого заключалась в прикрытии ушей от звуковых волн и осколков.
Эта модель оснащалась и подшлемником, который крепился на специальном кожаном обруче с помощью заклепок. Они со временем были заменены на кламеры – кнопки с ножками-усиками, которые разгибались после установки крепления в шлем. Но такая фиксация была не слишком надежной, и со временем кожа была заменена на металл. Каска немецкая, оснащенная новым металлическим обручем, называлась М-17. Спустя год был выпущен еще один вариант шлема, в котором были открыты уши, но в связи с окончанием боевых действий распространения он не получил.
Новые модели М-35, выпущенные в 1935 году, были способны уже даже защитить солдата от пуль, летящих по касательной. Уменьшение свесов, которые никак не защищали голову, увеличение толщины металла, изменение технологии создания дырок вентиляции лишь повысило прочность шлемов. Конечно, эти легкие, удобные, но в то же время надежные немецкие каски Второй мировой от прямого попадания пуль в голову не спасали, но все же они смогли помочь остаться в живых многим арийцам.
Но это был не окончательный вариант защитного шлема. В 1940 году немцы создали модель М-40, которая и стала основной на весь период Второй мировой войны. В отличие от своих предшественников, эта каска немецкая была тяжелее, но благодаря этому она лучше защищала от прямых попаданий осколков снарядов или мин. Еще одним новшеством стало появление металлических застежек на ремнях каски. Кроме того, отверстия для вентиляции стали делаться штамповкой (раньше они производитель как отдельные пустотелые заклепки и вставлялись в подготовленные просверленные дырки).Изготовители обращали внимание не только на форму, функциональность, состав сплава, из которого каска немецкая производилась, но и на ее окраску. Если во время парадов можно было увидеть тусклые шлемы серо-зеленого цвета, то на фронте окрас менялся в зависимости от поры года, места ведения боевых действий и, конечно, рода войск. Лишь к середине войны стали использовать специальные камуфлирующие чехлы и сетки.