Как проводится психолого-педагогическая диагностика

Такое мероприятие, как психолого-педагогическая диагностика, является обязательным во всех учебных заведениях. Оно может проводиться как открыто, так и «тайно», что дает, в свою очередь, несколько разные результаты. Подобное исследование в первую очередь было придумано для того, чтобы процесс воспитания и обучения детей в садах и школах был проще и доступнее. Поэтому с его плюсами и минусами, а также с прочими особенностями мы разберемся в этой статье.

Психолого-педагогическая диагностика – это практический эксперимент, с помощью которого изучаются личностные особенности отдельного ученика, а также общие социальные характеристики всего учебного коллектива. Такой процесс носит накопительный характер, ибо состав группы постоянно меняется, ее участники приобретают новые качества, что требует своевременного фиксирования новых данных. Чаще всего в школах и дошкольных учебных заведениях подобными вопросами занимаются постоянные или приглашенные психологи.

Психолого-педагогическая диагностика определяет уровень способностей и знаний каждого участника коллектива, а также склонность к развитию, совершенствованию или отсутствие таковых качеств. После изучения каждого ученика психолог сопоставляет все данные. В результате производится оценка общих качеств класса. Бывает и так, что некоторые индивиды слишком «выделяются» своими талантами на фоне детей со стандартной формой развития или наоборот. В таких случаях нередко родителям предлагают перевести свое чадо в другой класс. Как видите, психолого-педагогическая диагностика необходима для оптимизации учебного процесса. В ее ходе подбирается и программа обучения, и манера, в которой вся информация будет излагаться тому или иному коллективу.

Важно также осветить и методы психолого-педагогической диагностики, которые наиболее часто используются во всех учебных заведениях. Основным из них можно считать наблюдение. Путем накопления знаний и новых данных о каждом субъекте и о его взаимодействии с коллективом дается оценка его личностным качествам. Очевидно, что данный прием можно считать анонимным. Противоположностью его является анкетирование. Психолого-педагогическая практика за долгие годы своего существования уже сумела собрать достаточное количество вопросов, которые позволяют наиболее точно раскрыть каждого ученика. И завершающим методом в этой сфере является беседа, которую психолог проводит с каждым ребенком отдельно или же сразу со всем коллективом. В ходе разговора можно сделать множество заключений, исходя из мимики и жестов ученика, однако гарантий того, что его реакция будет правдивой, нет.

Для того чтобы провести такое мероприятие, важно иметь определенные знания, получить которые проще всего из книг. Наиболее популярной из них является энциклопедия, написанная автором с фамилией Забрамная. Психолого-педагогическая диагностика – сложный, но очень интересный процесс, и так уже сложилось, что заниматься ею могут лишь те люди, которым это дано от природы. И лишь они могут с точностью сказать, что будет лучше, а что хуже для конкретного ученика и для коллектива.

Комментарии