Структура организации - это основа ее успеха
Одно из определений гласит, что структура организации - это комплекс внутренних стабильных связей между элементами, которые обеспечивают целостность системы и тождественность ее самой себе. Эти два свойства порождают характерное для организации поведение и качественное состояние в каждый конкретный момент. Если говорить понятнее, то структура организации - это принципы, которые лежат в основе ее производственной деятельности, управления, строения. Именно структура определяет количество и роль подразделений, их взаимосвязь, «Табель о рангах», модели взаимодействия.
Определяют архитектонику предприятия или любой организации менеджеры высшего звена с учетом мнения среднего и низшего руководящих звеньев. Идеальным строением считается то, которое позволяет предприятию долгое время существовать на рынке. Это возможно только тогда, когда конфигурация полностью отвечает генеральной задаче, а предприятие успешно взаимодействует со средой, учитывает внешние и внутренние факторы, позволяет рационально использовать сырье и труд людей. Структура организации предприятия может быть разной. Обычно устройство отличается:
- Сложностью конфигурации и степенью разделения процесса на отдельные функции или подразделения.
- Степенью формализации, т. е. заранее определенных условий исполнения правил, процедур.
- Количеством уровней, на которых принимаются решения. Одни предприятия могут быть централизованными, другие - менее или совсем децентрализованными.
Для успешного функционирования предприятия необходимо помнить, что структура организации - это комбинация трех важнейших факторов:
- Взаимосвязи между всеми работниками.
- Полномочиями сотрудников, их функциональными обязанностями.
- Методами управления и политикой, которой придерживается руководство.
Структура системы организации: виды и особенности
Организационные структуры могут быть только двух типов:
1. Формальная структура организации - это система, строго определенная менеджментом. Подразумевает официальное объединение и разделение людей на отделы, цеха, группы и т. п. Также официально устанавливает правила взаимодействия, рабочие отношения, тип общения.
2. Неформальная организация - структура, возникающая вне зависимости от менеджмента. Пример: группа друзей из разных подразделений предприятия.
Оба типа всегда имеют место в любой организации. Однако если первый подчиняется строгому регламенту, служит исключительно для достижения поставленных целей, то второй с такими целями обычно связан мало.
Тонкости построения структуры организации
Строение организации должно в обязательном порядке учитывать:
- Специализацию предприятия, разделение труда.
- Дифференциацию и интеграцию.
- Кооперацию.
- Количество подразделений, связь между ними.
- Иерархию.
- Права, обязанности, ответственность каждого сотрудника («елочка» или «матрешка»).
В конечном счете, именно от правильного устройства организации зависит ее конкурентоспособность.