Структура организации - это основа ее успеха

Одно из определений гласит, что структура организации - это комплекс внутренних стабильных связей между элементами, которые обеспечивают целостность системы и тождественность ее самой себе. Эти два свойства порождают характерное для организации поведение и качественное состояние в каждый конкретный момент. Если говорить понятнее, то структура организации - это принципы, которые лежат в основе ее производственной деятельности, управления, строения. Именно структура определяет количество и роль подразделений, их взаимосвязь, «Табель о рангах», модели взаимодействия.

Структура организации - это комбинация факторов

Определяют архитектонику предприятия или любой организации менеджеры высшего звена с учетом мнения среднего и низшего руководящих звеньев. Идеальным строением считается то, которое позволяет предприятию долгое время существовать на рынке. Это возможно только тогда, когда конфигурация полностью отвечает генеральной задаче, а предприятие успешно взаимодействует со средой, учитывает внешние и внутренние факторы, позволяет рационально использовать сырье и труд людей. Структура организации предприятия может быть разной. Обычно устройство отличается:

  • Сложностью конфигурации и степенью разделения процесса на отдельные функции или подразделения.
  • Степенью формализации, т. е. заранее определенных условий исполнения правил, процедур.
  • Количеством уровней, на которых принимаются решения. Одни предприятия могут быть централизованными, другие - менее или совсем децентрализованными.

Для успешного функционирования предприятия необходимо помнить, что структура организации - это комбинация трех важнейших факторов:

  • Взаимосвязи между всеми работниками.
  • Полномочиями сотрудников, их функциональными обязанностями.
  • Методами управления и политикой, которой придерживается руководство.

Структура системы организации: виды и особенности

Организационные структуры могут быть только двух типов:

1. Формальная структура организации - это система, строго определенная менеджментом. Подразумевает официальное объединение и разделение людей на отделы, цеха, группы и т. п. Также официально устанавливает правила взаимодействия, рабочие отношения, тип общения.

2. Неформальная организация - структура, возникающая вне зависимости от менеджмента. Пример: группа друзей из разных подразделений предприятия.

Оба типа всегда имеют место в любой организации. Однако если первый подчиняется строгому регламенту, служит исключительно для достижения поставленных целей, то второй с такими целями обычно связан мало.

Тонкости построения структуры организации

Строение организации должно в обязательном порядке учитывать:

  • Специализацию предприятия, разделение труда.
  • Дифференциацию и интеграцию.
  • Кооперацию.
  • Количество подразделений, связь между ними.
  • Иерархию.
  • Права, обязанности, ответственность каждого сотрудника («елочка» или «матрешка»).

В конечном счете, именно от правильного устройства организации зависит ее конкурентоспособность.

Комментарии