Психолого-педагогическая характеристика на ученика: рекомендации к составлению

Практически каждый психолог, работающий в школе или ином учреждении образования, сталкивался с проблемой ведения документации. Как бы ни было мало времени, и как бы ни хотелось потратить его на практическую деятельность, стоит помнить, что документация очень важна, так как является основной рабочей базой психолога. Среди прочих документов отдельно хочется поговорить о том, как составляется психолого-педагогическая характеристика ученика, образец которой найти довольно трудно.

В первую очередь, необходимо отметить, в каких случаях она нужна. Конечно, на каждого школьника составить такую бумагу будет нереальной задачей для психолога. Если есть в этом необходимость, то можно привлечь к этому занятию классного руководителя. Однако, чаще всего, это будет лишнее. Психолого-педагогическая характеристика на ученика требуется в случае, если он имеет какие-либо проблемы в учебе, поведении и т. д., и он с родителями приглашается на медико-психолого-педагогическую комиссию, чтобы решить, как эти проблемы устранить. Также обязательно иметь психолого-педагогические характеристики на всех «трудных» подростков, состоящих на школьном учете или отмечен в отделе ПДН. Помимо этого, дети, с которыми школьный психолог занимается по индивидуальной программе, тоже должны быть охарактеризованы (в основном, для того, чтобы понять, зачем им необходима коррекционная работа).

Нужно помнить, что тесная работа с классными руководителями может облегчить задачу психолога при написании данного документа, так как они хорошо знакомы со своими учениками и часто знают сведения, которые могут в дальнейшем пригодиться для описания личности ребенка.

Стоит отметить, что единого образца, по которому пишется характеристика на ученика, нет. Поэтому форму написания можно разработать  самостоятельно или воспользоваться уже имеющимися образцами других психологов. Однако, в любом случае, есть несколько рекомендаций, которые необходимо соблюдать при ее составлении.         

Во-первых, характеристика на ученика должна содержать индивидуальные особенности школьника, его характер, положение в социуме, развитие познавательных процессов и т. д. Для этого предварительно проводится полное исследование ребенка, с использованием различных методик, которыми владеет психолог. Личность ученика должна быть освещена подробно со всех сторон, причем и положительные, и отрицательные его качества, а также особенности его поведения.

Во-вторых, нужно помнить, что, когда составляется характеристика на ученика, психолог должен руководствоваться основным правилом профессиональной этики «не навреди». Соответственно, каждое слово и фраза должны быть тщательно продуманы и корректно сформулированы. Особенно это касается тех случаев, когда пишется характеристика на ученика коррекционной школы. Обычно диагнозы в таких случаях шифруются с помощью обозначений, понятных специалистам в данной области.

В конце документа обычно находятся рекомендации, которые психолог составляет индивидуально каждому, с учетом перечисленных до этого фактов. Этот пункт должен быть обязательно, так как задача школьного психолога не столько диагностировать личностные или другие нарушения у ребенка, сколько приложить усилия к их исправлению.

Также стоит учесть, что документация, которую ведет школьный психолог, должна быть между собой одинакового образца, что будет удобно не только самому работнику, но и проверяющей его работу администрации. Это касается и характеристик, которые разрабатываются, и далее ведутся по одному стандарту. В последующем открытый доступ к этим справкам будет иметь только психолог, а другие люди только с его разрешения и согласия родителей ученика.

Комментарии