Зачем нужны гиперзвуковые ракеты России
Мир на нашей планете обусловлен, к сожалению, главным образом равновесием стратегических потенциалов основных стран – соперников. Геополитический паритет впервые был нарушен в 1945 году появлением в военном арсенале США ядерного оружия.
В 1947 году СССР смог создать атомную бомбу, но руководство страны столкнулось с проблемой доставки боезаряда к цели. Первой временной мерой стало копирование американского бомбардировщика Б-29, на тот момент служившего основным носителем оружия массового поражения.
Появление межконтинентальных ракет снова нарушило стратегический баланс, на этот раз в пользу СССР. Однако баллистическая траектория оказалась легко предсказуемой, что создавало условия для разрушения средства доставки на разных этапах его полета.
Впервые с проблемой низкой эффективности действия средств ПВО против высотных и сверхскоростных целей столкнулись в 1973 году вооруженные силы Израиля. На огромной высоте над территорией государства пролетел советский многоцелевой самолет МиГ-25. Все действия, обычно применяемые в таких случаях, включая запуск зенитных ракет, оказались бесполезными. Уникальный потолок и фантастическая по тем временам скорость просто не позволили им догнать цель.
В начале девяностых годов ученые-разработчики в разных странах начали изыскания в области создания оружия, которое трудно было бы нейтрализовать даже в случае его обнаружения системами оповещения.
Разрабатываемые гиперзвуковые ракеты России стали ответом на американскую программу Prompt Global Strike (средства глобального мгновенного удара).
Противодействие доминированию США в области стратегической инициативы ведется по разным направлениям.
Одним из них стало создание боевых блоков, способных менять траекторию после их отделения от головной части и достигать цели с непредсказуемого направления.
Другой линией развития трудноуязвимых средств доставки стали гиперзвуковые ракеты России. Главным их отличием от обычных баллистических ракет является скорость, многократно превышающая число М (которое соответствует примерно 1070 км/ч).
Первые опыты по созданию новых образцов оружия, которое трудно было бы перехватить, начались в восьмидесятые годы. Dyna Soar X-20 был американским проектом беспилотного орбитального самолета, стартующего в стратосферных слоях атмосферы (на высоте примерно 30 тыс.м) со сверхзвукового самолета. Ответом могли стать гиперзвуковые ракеты России авиакосмической системы «Спираль», способные развивать скорость до 7 тыс. км/ч, однако вскоре обе программы были свернуты. Расходы на проектно-конструкторские работы оказались неподъемными даже для экономики США.
Прошло три десятка лет, но задача сохранения стратегического паритета не утратила актуальности. «Циркон» - так называются новые гиперзвуковые ракеты России.
2013 год, Международный авиационно-космический салон в Жуковском. Совместное российско-индийское предприятие «БраМосаэроспейс» сообщает о планах создания оружия, перехватить которое не под силу новейшим и перспективным системам ПРО.
Первые испытания гиперзвуковой ракеты в России показали, что она может развивать скорость, втрое превышающую показатель американского «Томагавка» на высотах в диапазоне от 10 метров до 14 километров. Боевая нагрузка составляет 300 кг, конструкция двухступенчатая. Габаритные размеры: длина около 10 метров, диаметр 700 мм. Общий вес на старте менее 4 тонн вместе с транспортировочным контейнером.
Базовой конструкцией для ГЗР «Брамос» и параллельно разрабатываемой противокорабельной системы «Циркон» послужила ракета «Оникс» П-800 подводного базирования. Проектные работы начались еще в 1999 году, а в июне 2001 г. на полигоне в индийском штате Орисса были произведены первые испытательные запуски. Предполагается, что новые гиперзвуковые ракеты России и Индии можно будет запускать с самолетов класса МиГ-29.
Еще одна альтернативная система сверхбыстрого оружия под названием «Холод» испытывалась на Сары-Шаганском полигоне в конце 1991 года. В основе силовой установки в ее конструкции использован двигатель ракеты ПВО С-200 с отличными характеристиками. Финансовый кризис не позволил завершить испытания.