Уровни рентабельности и их определение

Уровни рентабельности, используемые в расчетах, дают возможность охарактеризовать некоторую прибыльность предприятия. Различают рентабельность продукции и предприятия в целом. Данный показатель может быть использован при проведении анализа трех показателей: реализованной продукции, отдельного изделия и товарной позиции в целом. Уровни рентабельности реализованной продукции можно охарактеризовать, рассчитав отношение соответствующей прибыли к общей себестоимости. При расчете рентабельности всей товарной позиции используется аналогичная формула, однако принимается во внимание прибыль от реализации такой товарной позиции и ее себестоимость.

Уровни рентабельности отдельного изделия рассчитываются, принимая за основу отношение полученной прибыли за единицу изделия к соответствующей себестоимости. При этом прибыль по изделию исчисляется нахождением разности между его ценой (оптовой) и себестоимостью.

Уровень общей рентабельности может быть определен в виде отношения прибыли (балансовой) к средней стоимости основных фондов, задействованных в производственном процессе, а также оборотных средств, рассчитанных, исходя из принятых норм. Другими словами, с уверенностью можно утверждать, что данный показатель является индикатором, отражающим прирост общей суммы вложенных активов (капитала).

Анализ уровня рентабельности лежит в основе расчетов перспектив развития субъекта хозяйствования, исходя из его экономических показателей. Однако такие расчеты должны быть дополнены еще и такими двумя ключевыми показателями, как рентабельность числа оборотов капитала и общего оборота.

Число оборотов капитала – отношение выручки анализируемого субъекта к сумме его капитала. При этом считается, что чем больше сумма валовой выручки предприятия, тем большее количество оборотов его капитала.

Показателем рентабельности оборота отражается зависимость между валовым оборотом субъекта хозяйствования и его затратами (издержками). Необходимо отметить, что чем выше уровень прибыли в сравнении с общей выручкой фирмы, тем рентабельность оборота имеет лучше показатели.

Уровни рентабельности содержат основной из показателей – отношений общей прибыли к величине производственных фондов.

Исходя из практических экономических расчетов, необходимо отметить большое количество факторов, которые отражают как внешнее, так и внутреннее влияние. При этом к внешним относятся факторы, которые не зависят от работы коллектива предприятия (примером может послужить цены на материалы, тарифы на перевозки и нормы амортизации). Данные мероприятия осуществляются в общем масштабе и оказывают существенное влияние на общие результаты хозяйственной и финансовой деятельности субъекта хозяйствования. Перемены в структуре ассортимента продукции влияют на объемы реализованной готовой продукции, а также рентабельность и себестоимость производства.

Основной задачей экономического анализа является своевременное выявление негативного влияния внешних факторов, а также определение суммы прибыли, которая может быть получена вследствие воздействия внутренних факторов. В данном случае нельзя обойтись без расчета эффективности использования всех ресурсов производства.

Комментарии