Расчет рентабельности на основе методики маржинального метода распределения расходов
В условиях административно регулируемой экономики одной из основных задач бухгалтеров было обобщение информации о затратах на производство и выявление себестоимости изделий как базы для установления их цены. В планировании затрат использовался принцип учета полной себестоимости, что находило отражение в составлении плановых калькуляций в разрезе статей затрат. В настоящее время спрос, предложение и цена выступают основными факторами регулирования рыночных отношений. Этот факт нельзя не принимать во внимание, поскольку именно от него зависит получение прибыли субъектами хозяйствования и их дальнейшее экономическое развитие. В этой связи представляется целесообразным использовать расчет рентабельности продукции, который применяется в странах с развитым рынком.
В структуре затрат современных промпредприятий все увеличивающийся удельный вес приобретают накладные расходы - от 30 до 40% всех материальных и трудовых затрат. С ростом технической оснащенности предприятий, автоматизацией производственного и управленческого процесса, внедрением передовых технологий, а также с развитием международных связей накладные расходы претерпели значительные структурные изменения. Появились новые аналитические статьи затрат, возрос их стоимостной потенциал, имеющий тенденцию к дальнейшему увеличению. Все это существенным образом меняет методики, регламентирующие расчет рентабельности в бухгалтерском учете.
В соответствии с Методическими рекомендациями в промышленных организациях общехозяйственные расходы рекомендуется относить на себестоимость некоторых видов продукции прямо пропорционально:
- расходам на зарплату;
- маржинальному доходу;
- прямым затратам;
- сумме основной зарплаты и общепроизводственных расходов;
- объему плановой продукции в фактических ценах;
- сметным ставкам.
Предприятия могут применять и другие методики с учетом специфики их производства и различий в структуре, с показанием их в учетной политике организации. В настоящее время большинство организаций промышленного назначения используют такой расчет рентабельности активов, в котором для распределения переменных (накладных) расходов используется одна из двух, наиболее экономически обоснованных методик распределения:
- пропорционально сумме основной зарплаты и общепроизводственных расходов;
- пропорционально зарплатным расходам.
В последнее время стала использоваться и методика их распределения пропорционально прямым затратам. В условиях нормативного метода широко применяются нормативные (сметные) ставки. Все эта методики, по которым осуществляется расчет рентабельности, зависят от вида расходов и целей распределения. Например, общепроизводственные расходы (ОПР) распределяются по одним методикам, общехозяйственные (ОХР) - по другим.
Распределение расходов помогает решить как минимум три задачи:
- стимулировать необходимость возмещения косвенных расходов;
- активизировать использование финансово-экономических резервов и экономии;
- стимулировать менеджеров центров прибыли для усиления контроля затрат на услуги.
Критерий решений при этом - достигнутый результат рентабельности; справедливость; прибыльность.
В каждом отдельном случае, например, там, где необходим расчет рентабельности проекта конкретного экономического начинания, целесообразно выделить следующие этапы распределения х расходов:
- выбор объектов, на которые относятся затраты;
- определение и суммирование затрат, относимых на объекты.
- определение базы распределения для соотношения всех собранных затрат с учетными объектами.
- определение коэффициентов накладных расходов путем деления зависимой переменной на независимую.
- отнесение расходов на конкретный объект.
В тоже время, следует учитывать, что несовершенство коэффициентов распределения расходов проявляются в следующем:
- ежемесячные коэффициенты расходов могут быть искажены в отдельные месяцы;
- отдельные косвенные затраты изменяются ежемесячно;
- объем производства подвержен месячным колебаниям.
Поэтому в настоящее время в бухгалтерском учете многих организаций в прогнозируемых расчетах, где основным в содержании являются расчет рентабельности и калькулирование себестоимости продукции, появился новый (рыночный) показатель - маржинальный доход. В условиях развития рыночной экономики, когда экономистам следует четко контролировать доходность каждого изделия, наиболее экономически грамотным методом распределения расходов является именно такой – маржинальный.
В зарубежном бухгалтерском учете такая методика рекомендована стандартами и широко используется на практике. В частности, при использовании маржинальной калькуляции в организации учёта затрат применяют классификацию расходов на переменные и постоянные. Фактическая производственная себестоимость и рентабельность при этом определяются только по переменным расходам, и поэтому они представлены в усеченной форме, а постоянные расходы в общей сумме относятся на счета реализации и участвуют в определении себестоимости реализованной продукции. Разность между выручкой по переменным расходам и себестоимостью являются маржинальным доходом. Вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат определяют прибыль от реализации и рентабельность.