Производственная себестоимость: расчет и анализ

Себестоимость продукции является важным экономическим показателем. Она оценивается каждым предприятием. Это позволяет определить количество затрат, которые определялись на предприятии в определенном периоде. Особого внимания заслуживает производственная себестоимость. Как рассчитывается и анализируется представленный показатель, будет рассмотрено далее.

Определение

Полная и производственная себестоимость являются важнейшими показателями, которые характеризуют деятельность организации. Они позволяют определить рентабельность, а также сделать выводы о правильности управленческих решений. Себестоимость – это затраты, которые формируются на предприятии в ходе его деятельности.

Каждая организация занимается выпуском товаров или предоставлением услуг. В ходе своей производственной деятельности она затрачивает определенные ресурсы. Это могут быть сырье, энергия, труд рабочих и т. д. Они называются производственными затратами. Это все расходы, которые определяются в ходе выпуска готовой продукции от момента поступления сырья в технологический цикл и получения конечного результата.

Каждое предприятие заинтересовано в снижении себестоимости. Однако этот процесс должен быть разумным. Со снижением себестоимости может падать качество товаров. Продукт, получаемый в ходе технологического цикла, должен удовлетворять требования покупателей. Иначе его просто не будут покупать. В этом случае компания терпит убытки, так как достичь желаемого количества прибыли от реализации не удается.

Сегодня при расчете затрат, которые компания понесла в ходе своей деятельности, применяются такие понятия, как полная и производственная себестоимость продукции. Они имеют несколько отличий. Производственная себестоимость отражает затраты, которые были обусловлены непосредственно процессом производства. Они формируются от начала технологического цикла до отгрузки готовой продукции на склад. Полная себестоимость учитывает также расходы, которые будут дополнительно понесены при реализации. К производственной себестоимости добавляются в этом случае затраты на упаковку, рекламу и транспортировку продукции.

Структура

Чтобы определить производственную себестоимость, необходимо знать ее структуру. Расходы формируют в отдельные группы по определенным признакам. В первую категорию входят материальные издержки. У производственного предприятия это одна из самых больших групп затрат.

Материальные издержки включают в себя сырье, из которого производится готовая продукция, а также материалы, которые необходимы для организации выпуска. Они полностью перерабатываются в процессе одного технологического цикла, меняя свою первоначальную форму.

Также к материальным издержкам относятся энергетические затраты. Это может быть электроэнергия, газ и прочие подобные ресурсы. Еще одной составляющей производственной себестоимости материальной группы являются расходные компоненты (например, смазка, горючее и т. д.) и прочее.

Во вторую группу производственных издержек входят затраты на оплату труда. Они подразделяются в соответствии с категорией сотрудников компании. Отдельно учитываются затраты на оплату труда основного персонала, специалистов, работников вспомогательных отделов, служащих, младшего персонала. Также в эту группу затрат входят отчисления в страховые фонды.

Третьей группой издержек являются расходы, связанные с износом технологического оборудования. Это амортизационные отчисления, которые тоже относятся на себестоимость. Эти средства поступают в специальный фонд и потребляются при значительном износе оборудования. На эти средства приобретают новые станки, агрегаты и прочие компоненты техники.

Также существуют прочие издержки. Они определяются особенностями деятельности компании.

Когда проводят расчет?

Потребность рассчитать себестоимость продукции производственного предприятия может возникнуть по разным причинам. Эту процедуру проводит любая коммерческая организация, независимо от масштаба своей деятельности. Во время аналитических, экономических исследований показателей работы предприятия проводится расчет себестоимости.

Часто необходимость в проведении подобной работы возникает в процессе поиска резервов для снижения количества издержек. Это позволяет увеличить рентабельность производства, эффективность работы предприятия. Также себестоимость рассчитывают в процессе формирования ценовой политики.

Подобную работу также выполняют в процессе исследования эффективности управленческих решений и производственной деятельности компании. Особенно это становится актуальным при внедрении в технологический цикл нового оборудования, после расширения ассортимента продукции.

В процессе планирования также проводят расчет себестоимости. При этом удается отследить динамику изменения цен на продукцию, предпринять своевременные действия по ее улучшению.

Производственная себестоимость готовой продукции рассчитывается при проведении хозрасчетов, а также в процессе исследования показателей рентабельности производственной деятельности организации. При анализе прибыли, а также факторов, которые на нее повлияли в отчетном периоде, также проводят подобные исследования.

Факторы, влияющие на себестоимость

Затраты и производственная себестоимость у каждой организации могут существенно отличаться. Поэтому, производя расчет и анализ, сравнивают показатели в динамике за несколько периодов, а также между аналогичными предприятиями-конкурентами в конкретной отрасли.

На показатель себестоимости могут влиять определенные факторы. Это обязательно учитывают в ходе анализа этого показателя. В первую очередь на себестоимость влияет количество продукции, выпускаемой предприятием. При этом учитывают стоимость единицы готовой продукции как по розничной, так и оптовой цене.

На показатель влияет количество этапов, которые включает в себя производство. Сопоставление себестоимости производится в одной и той же точке технологического цикла. Поэтому сравнивать можно только однотипные товары, которые характеризуются одинаковыми свойствами.

На показатель себестоимости влияет объем затрат, которые были понесены в ходе производственного цикла. Также на этот показатель влияет способ аналитической оценки. Нормативная, плановая и фактическая производственная себестоимость могут значительно отличаться.

При этом цена может формироваться внутри одного цеха, а также в рамках всего производства. Во втором случае к цеховым затратам, понесенным в ходе производства продукции, добавляются еще общие и целевые расходы предприятия. Поэтому на каждом уровне себестоимость рассматривают отдельно.

Нормативная, попроцессная методика

Фактическая производственная себестоимость продукции может быть рассчитана разными способами. Это позволяет максимально эффективно оценить показатель. Сегодня применяется 4 методики калькулирования себестоимости. Это нормативный, показный, попередельный и попроцессный подход. Они имеют ряд отличий.

Нормативная методика предполагает проведение процедуры расчета в определенной последовательности. Сначала проводится расчет цены реализации каждой единицы группы товаров. Затем учитывается уровень колебаний, который был зафиксирован в исследуемом периоде относительно производственных нормативов.

Следующий этап предполагает определить уровень затрат, понесенных за это время. При этом учитываются установленные нормы и отклонения от них. Это позволяет определить причины подобных несоответствий. После этого проводится расчет первоначальной стоимости продукции.

Фактическая производственная себестоимость подойдет предприятиям, которые изготавливают большие партии продукции за короткие сроки. Сначала компания подсчитывает все расходы, которые были понесены ею в процессе технологического цикла. Далее полученный показатель делят на количество единиц изготовленной продукции. Это позволяет определить себестоимость одного изделия.

Чтобы облегчить процедуру контроля, расчет проводится на разных стадиях производства. Это позволяет не допустить ошибок. Негативные факторы можно определить непосредственно на этапе их возникновения.

Попередельная, показная методика

Производственная себестоимость изделий может быть подсчитана при помощи попередельной методики. Этот поход применяют предприятия с разным масштабом производства. Это представители таких отраслей, как сельское хозяйство, промышленность.

В процессе расчета проводится калькуляция затрат, понесенных в ходе выполнения одного заказа. После этого результат делят либо на количество партий, либо на количество однородных изделий.

Показный метод подходит для многих предприятий для исчисления себестоимости продукции. Сначала подсчитывают все прямые издержки, которые возникли в ходе производственной деятельности компании. Их исчисляют для каждого отдельного заказа. Далее определяется сумма единицы продукции для каждой партии однотипных товаров. Для этого итоговую сумму всех затрат делят на количество готовых изделий в разрезе каждого конкретного заказа.

Производственная себестоимость продукции при этом может быть сгруппирована по разным признакам. По месту возникновения затраты могут быть производственными, цеховыми, определяемыми на участках или иных структурных подразделениях. Также группировка может производиться по носителям затрат. В этом случае отдельно рассчитывают себестоимость для каждого однородного типа товаров.

По видам калькуляции затраты могут быть учтены по экономическим показателям. Это позволяет определить, какие факторы повлияли на увеличение себестоимости в динамике.

Расчет

Производственная себестоимость реализованной продукции рассчитывается по простой формуле. Для этого потребуется суммировать все расходы, которые возникли в процессе изготовления продукции. В упрощенном виде формула выглядит так:

ПС = МЗ + ЗП + А + ПР, где ПС – производственная себестоимость, МЗ – материальные затраты, ЗП – зарплата персонала; А – амортизационные отчисления; ПР – прочие расходы.

К прочим расходам могут быть отнесены общепроизводственные и общеотраслевые затраты, целевое финансирование. Однако это очень общая формула. В нее могут входить и иные статьи, которые определяются в ходе производственной деятельности организации. Каждая статья расходов рассматривается в динамике. Это позволяет определить, какие факторы влияли на формирование себестоимости.

Каждый показатель, который применяется в ходе расчета, оценивается в процентном соотношении к общей сумме затрат. На структуру влияет отраслевая принадлежность организации, прочие внутренние и внешние факторы. Это не позволяет придерживаться одного уровня себестоимости в разные периоды времени.

Пример

Чтобы произвести расчет производственной себестоимости, нужно рассмотреть пример этого процесса. Для этого нужно учесть ряд данных, которые определяются по результатам производственной деятельности компании. Например, в компании в прошлом месяце были учтены следующие затраты;

  • сырье и материал – 50 тыс. руб.;
  • остатки производственных ресурсов – 0,9 тыс. руб.;
  • комплектующие, полуфабрикаты – 3 тыс. руб.;
  • энергия, топливо – 6 тыс. руб.;
  • зарплата – 45 тыс. руб.;
  • премии – 8 тыс. руб.;
  • отчисления в Пенсионный фонд – 13,78 тыс. руб.;
  • услуги инструментальных цехов – 3,3 тыс. руб.;
  • общепроизводственные издержки – 13,55 тыс. руб.;
  • общехозяйственные затраты – 17,6 тыс. руб.;
  • неустранимый брак – 0,94 тыс. руб.;
  • недостачи – 0,92 тыс. руб. (в пределах нормы) и 2,15 тыс. руб. (сверх нормы);
  • незавершенное производство – 24,6 тыс. руб.

Сначала определяют материальные затраты: 50 – 0,9 = 49,1 тыс. руб. К полученной сумме нужно прибавить затраты на энергию, полуфабрикаты: 49,1 + 3 + 6 = 58,1 тыс. руб.

Далее определяются затраты на оплату труда: 45 + 8 + 13,78 + 58,1 = 124,88 тыс. руб. Когда будет установлена общая сумма, к ней нужно прибавить общепроизводственные, общехозяйственные затраты: 3,3 + 13,55 + 17,6 + 124,88 = 159,33 тыс. руб.

Недостача, которая была установлена в пределах нормы, нужно вычесть из показателя сверх нормы. Полученный результат прибавляют к общей сумме: 2,15 - 0,92 + 159,33 = 160,56 тыс. руб.

Так как на предприятии есть незавершенное производство, его нужно вычесть из общей суммы затрат за этот период. Этот показатель будет учтен в следующем периоде: 160,56 – 24,6 = 135,96 тыс. руб. Это и есть сумма производственной себестоимости.

Анализ затрат на единицу продукции

Производственная себестоимость продукции требует правильного анализа. Это позволяет выделить существующие проблемы и предотвратить их появление в будущем. В ходе анализа проводят оценку себестоимости единицы продукции. Для этого показатель в денежном эквиваленте делят на количество произведенных товаров. Расчет проводится в оптовых ценах.

Показатель сравнивают с плановыми показателями. Если есть отклонения, определяют причину такого явления.

Также проводится оценка суммы затрат по их видам. Также анализируется их структура. Если какая-то статья необоснованно возросла, принимают меры по устранению подобного негативного явления. Далее показатели оценивают в динамике. Их сравнивают за несколько периодов. При этом находят абсолютное (в тыс. руб.) и относительное отклонение (в процентах). Это позволяет установить темп прироста.

Также структуру сравнивают с плановой. При наличии отклонений определяют причину, находят пути для решения подобных проблем. Анализ проводят раз в год, квартал или ежемесячно. Частоту выбирают в соответствии с особенностью деятельности компании и ее окружением.

Методические приемы

Производственная себестоимость требует контроля со стороны управляющих органов компании. Для этого применяют разные методические приемы. Диагностику и анализ проводят в разрезе единицы продукции.

Проводится выбор лучшего варианта выпуска тех или иных продуктов с учетом потребностей рынка. Также необходимо оценить эффективность затрат. Для этого рассчитывают, сколько прибыли приходится на каждый затраченный рубль.

Каждая группа изделий сравнивается с показателями предыдущего года. Далее их себестоимость сопоставляют с плановым показателем. При этом учитывают уровень рентабельности производства. Далее каждая группа изделий оценивается в разрезе статей калькуляции. Это позволяет выявить возможности для повышения конкурентоспособности продукции.

Чтобы выполнить анализ, изучают данные отчета калькуляции. Здесь представлена информация о затратах в целом на производство определенного вида продукции, а также его отдельных частей, комплектующих. Нужно учитывать данные, которые будут получены по другим направлениям выпуска продукции. Это позволит выявить общие для производства негативные факторы, сдерживающие его развитие.

Рассмотрев особенности производственной себестоимости, можно осуществить ее расчет и сделать анализ относительно полученного результата. Эта работа необходима для снижения затрат и повышения конкурентоспособности готовой продукции.

Комментарии