«Адмирал Кузнецов»: авианосец или все-таки крейсер?

Авианосцы по изначальному замыслу представляют собой плавучие авиабазы. Их массовое строительство началось в двадцатые годы XX века. Обеспечить воздушную поддержку сухопутным силам, высадившимся на чужих берегах, защитить их от бомбовых ударов – вот главное назначение этого класса кораблей.

Когда и при каких обстоятельствах в Российском флоте появился авианосец «Адмирал Кузнецов», фото которого зарубежные информагентства регулярно публикуют как иллюстрацию нашей растущей военной мощи?

Страны, обладавшие колониями или проводящие внешнюю политику, требующую силовой аргументации, стали первыми обладателями этих дорогостоящих тяжелых судов. Советский Союз, в силу своих географических особенностей, не нуждался в мобильных аэродромах. Для защиты своей территории дешевле и проще было построить достаточное количество обычных, наземных.

Авианесущие крейсера в СССР строились в 70-е годы. БПК (большие противолодочные корабли) «Москва» и «Ленинград», затем «Киев» существенно отличались от «Нимица» или «Энтерпрайза» и по водоизмещению, и по длине, и по конструкции. Разница с обычным крейсером состояла в кормовой части, она была выровнена под полетную палубу, на которой базировались вертолеты или истребители с вертикальным взлетом и посадкой. Главная функция авиакрыла состояла в обнаружении подводных лодок противника и борьбе с ними.

Сегодня в составе ВМФ России есть корабль «Адмирал Кузнецов». Авианосец ли это, и почему его в официальных документах упорно называют авианесущим крейсером? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно мысленно перенестись в украинский город Николаев осени 1982 года. Здесь, на родине русских корабелов, происходит торжественная закладка нового огромного российского военного судна, которое собирались назвать ТАНК (тяжелый авианесущий крейсер) «Рига». Потом умер Л.И. Брежнев, и его память почтили переименованием корабля. Затем началась перестройка, и называть крейсер в честь лидера эпохи застоя сочли неуместным, так он стал «Тбилиси». Было это в 1985-м, а через четыре года корабль получил нынешнее имя - «Адмирал Кузнецов».

Авианосец, согласно договору 1936 года, заключенному в Монтре и подписанному советской делегацией, не имеет права пересекать Босфорский и Дарданелльский проливы. Ничего, у нас крейсер, ему можно.

Кораблями такого класса обладают всего девять стран. Полсотни летательных аппаратов могут решать самые сложные и разнообразные боевые задачи: от противолодочной обороны до нанесения штурмовых ударов. Для этой цели на борту есть и вертолеты, и самолеты, причем, не какие-то специализированные палубные, с усеченными летными характеристиками, а МиГ-29 и СУ-27, правда, со специальным морским оборудованием.

В крымском городке Саки была построена база для тренировки летчиков, которым предстояло поднимать свои машины с палубы крейсера «Адмирал Кузнецов». Авианосец стал кузницей кадров морской авиации. Сегодня для российских пилотов такие полеты стали рутиной, тогда же опыта не хватало, все было новым.

Военные корабли строятся не просто так, они олицетворяют определенную военную доктрину. В современном мире Российский флот осуществляет защиту интересов страны во всех зонах мирового океана. Для поддержания высокой степени защиты морских соединений, состоящих из кораблей различного назначения и класса, требуется устойчивая воздушная поддержка. Именно эту задачу решает «Адмирал Кузнецов». Авианосец обладает системами противокорабельных, противолодочных и противовоздушных вооружений, а его авиакрыло может прикрывать действия целой эскадры.

Что же касается предположений об агрессивности российской внешней политики, то они беспочвенны. Если оценивать «имперские устремления» по количеству кораблей этого класса, то достаточно сравнить число атомных ударных авианосцев США (11) с цифрой «один», и все сразу станет ясно. Угрозы миру российский авианосец «Адмирал Кузнецов» не представляет, но свою страну, в случае надобности, защитит.

Комментарии