Китай, ВМФ: состав кораблей и знаки различия

Традиции флота Поднебесной уходят корнями в глубокую старину, им уже много веков и даже тысячелетий. Но в современном мире былые успехи мало кого интересуют, разве что историков. Сегодня в клуб стран, имеющих самые мощные военно-морские силы, входит Китай. ВМФ этой страны находится, по разным оценкам, на третьем (в некоторых аспектах - на втором) месте в мире. По общему тоннажу он уступает только американскому флоту, но по боевым возможностям отстает от российского. Уверенное первенство он держит по численности личного состава. Это характерно для всех вооруженных сил, называющихся Народно-освободительной армией Китая.

Китайский флот в первой половине XX века

Потерпев поражение от Японии в 1895 году, страна погрузилась в долгий междоусобный хаос. Страна испытывала период технической и социальной отсталости, она переживала волнения, восстания, и потому роль ведущей морской державы в регионе играть не могла. Бюджет был скудным, вооруженные силы в техническом отношении оснащались слабо. В 1909 году была предпринята попытка модернизации: вместо четырех флотов (Северного, Кантонского, Шанхайского и Фучжоуского) их стало три - Северный, Центральный и Южный. В составе каждого из них оказался один линкор и несколько (до семи) крейсеров, которые скорее соответствовали стандартам канонерских лодок. Реформировалась, хотя и медленно, система управления и инфраструктура. Затем правительство продекларировало намерение усилить ВМФ и спустить на воду десятки современных кораблей, но затея провалилась, опять же, по бюджетным причинам. Удалось построить только по три крейсера и эсминца. После этого флот пополнялся лишь один раз, когда в его состав вошли реквизированные в ходе Первой мировой войны австро-венгерские и германские корабли, случайно посетившие Китай. ВМФ этой страны практически не модернизировался с того времени до окончания Второй мировой.

Становление флота КНР

В том, чтобы у Китая был мощный и современный флот, не была в послевоенном мире заинтересована ни одна страна, кроме Советского Союза, считавшего новообразованную КНР своим региональным союзником в Азии. Первыми его единицами стали доставшиеся от ВМС республики Гоминьдана устаревшие корабли, в том числе потопленная японцами, поднятая и отремонтированная канонерская лодка «Хэ Вей». ВМФ Китай строил заново, и без внешней помощи ему было не обойтись. И советские товарищи ее оказали. Тысячи военных советников, высококвалифицированных и имеющих боевой опыт, сделали все, чтобы вырастить грамотные кадры. Уже осенью 1949 года было основано Далянское училище офицеров флота. Помимо этого была развернута программа боевого судостроения, сначала на основе проектов, разработанных в СССР. После передачи китайской стороне Порт-Артура в распоряжении НОАК оказалось огромное количество военной техники, в том числе и кораблей. К исходу Корейской войны американцы вынуждены были признать, что в регионе появился новый лидер - Китай. ВМФ этой коммунистической страны пока по боевой мощи сильно уступал флоту США, базирующемуся на Гавайях, но в прибрежной зоне представлял определенную опасность.

Схема организации

Структура флота, принятая еще в 1909 году, советскими специалистами была признана оптимальной. Он был условно разделен на три части: Северную, Южную и Восточную с главными портами базирования в Циндао, Чжаньтяне и Нинбо соответственно. В указанных городах размещены управленческие структуры и штабы. Помимо этого командование флота стало отдельным (по признаку родов войск), хотя и подчинялось общему руководству НОАК. Оно было структурировано по надводному, подводному, прибрежному и авиационному направлениям. Корабли ВМФ Китая в основном были советской постройки, поэтому знание русского языка для морского офицера стало обязательным. Подражание советским военным порядкам находило выражение и во внешнем виде.

Форма и погоны

Советские военные мундиры послевоенной поры, особенно морские, отличались некоторым щегольством, которое можно даже назвать старорежимным. Золотые погоны, черные кителя и погоны с просветами вызывали ностальгию по дореволюционным временам и будили гордость за славных предков. Офицерские знаки различия ВМФ Китая унаследовали этот позднесталинский шик. На погонах, как и на советских, есть просветы, у старших офицеров их два, а у младших один. Расположение звездочек и их величина соответствует принятым в ВМФ СССР званиям от младшего лейтенанта до адмирала. Некоторая национальная специфика сохранена для младших чинов. Воинские звания ВМФ Китая отличаются от советских и российских по причине особенностей транскрипции, но общая структура субординации сохранена.

Матросы

Форма флотского рядового состава ВМФ КНР практически полностью повторяет российскую. Та же тельняшка, только с более широкой верхней полоской. Бескозырки тоже очень похожи, несмотря на иероглифические надписи. Неизвестно, каким образом застегиваются брюки: у русских матросов с петровских времен пуговицы традиционно пришиты по бокам, там, где на обычных штанах карманы. Скорее всего, китайским морякам такие тонкости неведомы, как и значение трех полосок на воротнике-гюйсе. А они – в честь трех побед Флота Российского (Гангут, Чесма, Синоп).

Китайские военные моряки очень опрятны, форма сидит на них хорошо, обувь начищена, медь пряжек надраена. Все как у наших. Знаки различия несколько отличаются формой шевронов.

Деятельность министра товарища Линь Бэна

Китайским военным морякам в основном удалось избежать разрушительных процессов, в ходе «Культурной революции» захлестнувших весь Китай. ВМФ участвовал в подавлении Уханьского бунта 1967 года, но на этом его роль в маоистских преступлениях ограничилась. «Большой скачок» не удался, и сразу же после его неудачного финала стараниями министра обороны Линь Бэна началась модернизация технической базы. Примерно пятая часть всего военного бюджета расходовалась на флот. В течение седьмого десятилетия XX века число субмарин выросло до сотни (в 1969 году их было всего 35), вдесятеро увеличилось количество ракетоносцев (их стало двести). Началась разработка стратегических ядерных подлодок.

Это был важный шаг в развитии китайской военно-морской мощи, но шло оно пока по экстенсивному пути.

Восьмидесятые

Командующий ВМФ Китая Лю Хуацин, занимавший свой пост с 1980 года, был близким другом товарища Дэн Сяопина. Он сумел убедить фактического главу государства в том, что общее направление военно-морской стратегии следует несколько изменить в пользу качества модернизации ВМФ Китая. Состав многочисленных боевых кораблей внешне выглядел очень внушительно, но в техническом отношении они вряд ли могли соперничать с американскими или советскими современными эсминцами и ракетными крейсерами. Образовательный уровень морских командиров следовало повысить. Направленность доктрины нужно было своевременно повернуть от пассивно-прибрежной деятельности в пользу операций на открытых океанских просторах. Для этого необходимы ракеты, запускаемые с кораблей, такие, какие есть у флотов СССР и США. В 1982 году был осуществлен первый запуск МБР с борта китайского ракетоносца. В 1984-1985 годах корабли флота КНР посетили с дружескими визитами три соседние страны. Успехи скромные, но прогресс был налицо.

Постсоветский период

В последнее десятилетие третьего тысячелетия в мире произошли процессы, изменившие общую расстановку сил. Если во времена Мао Китай проявлял экспансивные устремления в отношении СССР, то после его распада накал притязаний практически сошел на нет. Среди многих причин снижения напряженности на восточных границах России главной является небывалый экономический рост в КНР, ставшей «всемирной мастерской». Перенасыщение химическими предприятиями, грозящими стать техногенными бомбами для густонаселенных городов, постоянно растущий объем производства и другие факторы привели к изменению военной доктрины страны.

Об обороне китайское руководство продолжало заботиться, но упор делался уже на высокотехнологичные средства, способные защитить страну, ее экономику и население от внешних угроз. К тому же оставалось насущной проблема Тайваня и других спорных территорий.

Недостроенный «Варяг» - авианесущий крейсер, невостребованный более никем, был недорого приобретен для нужд китайского флота. Сегодня он стал первым и пока единственным авианосцем ВМФ КНР.

Современный состав флота

В настоящий момент ВМФ Китая представлены следующими единицами:

Авианосцы – 1 («Ляонин», бывший «Варяг», самый крупный китайский корабль - его водоизмещение составляет примерно 60 тыс. тонн).

Подводные ракетоносцы – 1 («Ся», проект 092), в достройке или завершены еще несколько (не менее четырех) проектов «Цзинь» (094) и «Тэнг» (096).

Многоцелевые атомные лодки – 6 шт. (проектов «Кинь», «Хань» и «Шань»).

Дизельные ПЛ – 68 шт.

Противолодочные корабли – 116 шт.

Ракетные эсминцы -26 шт.

Ракетные фрегаты – 49 шт.

Ракетные катера – 85 шт.

Торпедные катера – 9 шт.

Артиллерийские катера – 117 шт.

Танкодесантные корабли – 68 шт.

Катера на воздушной подушке - 10 шт.

Радиоуправляемые рейдовые тральщики – 4 шт.

Большие десантные корабли на воздушной подушке «Бизон» - 2 шт. (предположительно их может быть и 4).

Плюс более тысячи летательных аппаратов разных типов, составляющих военно-морскую авиацию.

Общее водоизмещение кораблей КНР превышает 896 тыс. тонн. Для сравнения:

Российский Флот - 927 тыс. тонн.

Американские ВМС – 3, 378 млн. тонн.

Личный состав

Правительства США и Японии главным образом выражают озабоченность ростом могущества ВМФ Китая. Фото кораблей, выстроившихся в кильватерную колонну, с пугающими комментариями время от времени печатаются в журналах и публикуются новостными сайтами. Но не эти образцы, в своем большинстве устаревшие и уступающие американским, служат главным жупелом. Большое впечатление производит цифра, обозначающая количество китайских моряков и военнослужащих, находящихся на береговых базах. По разным данным, она примерно равна 350 тысячам человек.

Среди них:

Морских пехотинцев – 56,5 тыс.

В составе Прибрежных Сил - 38 тыс.

В Морской Авиации еще 34 тыс. военнослужащих.

Это, конечно, много. Американских моряков куда меньше - их всего 332 тысячи.

Русский и китаец – братья навек?

Современный мир устроен так, что государства, отстаивая свои интересы, вынуждены объединяться и «дружить против» кого-то, кто тоже, как правило, не одинок. Общность позиций по поводу многих мировых проблем способствует военно-политическому сотрудничеству РФ и КНР. Совместные учения ВМФ России и Китая в последний год проходили в двух отдаленных друг от друга морях - в Средиземном и Японском. Эта демонстрация готовности к взаимопомощи и согласованным действиям отнюдь не означает, что в случае военного конфликта одна страна непременно поддержит другую путем прямого вмешательства. Если Китай захочет вернуть себе остров Тайвань или отторгнуть часть территории Вьетнама (а это тоже стратегический союзник России в Юго-Восточно-Азиатском регионе), то вряд ли дождется не только помощи, но и сочувствия от «Северного соседа». Другое дело - совместные операции на море против пиратов и террористов. Впрочем, КНР - страна миролюбивая, как и Россия.

В гости? Добро пожаловать!

После средиземноморских военно-морских маневров моряки КНР посетили с дружественным визитом российскую землю. Корабли ВМФ Китая в Новороссийске отсалютовали двадцать одним орудийным залпом, береговые батареи Цемесской бухты ответили тем же.

Моряки обоих флотов приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных 70-летней годовщине победы над германским фашизмом.

Местом встречи заместителей командующих ВМФ России (А. Федотенкова) и Китая (Ду Цзинчэня) стал 34-й причал городской набережной. Церемония, несмотря на официальность, отличалась сердечностью. По всей видимости, маневры «Морское взаимодействие – 2015» прошли успешно. Наверное, это не последние совместные учения ВМФ России и Китая.

Комментарии