Зачем могут понадобиться атомные авианосцы России?

На протяжении двадцатого века авианесущие корабли были символом агрессии, не всегда переходящей в военный конфликт и заключающейся порой в демонстрации силы. Так уличный грабитель, держа в правой руке увесистый ломик, а в левой кирпич, вежливо предлагает купить последний за круглую сумму.

Содержание мощных военно-морских сил бедным государствам не по карману. Стоимость авианосца сегодня в сопоставимых ценах составляет 10-15 млрд. долларов, а его постройка влечет дополнительные бюджетные затраты на поддержание технического состояния и боеспособности, ежегодно сравнимые с этой суммой. Недаром говорят, что лучший способ разорить врага - это подарить ему мощный военный корабль.

Успешное проведение войсковых операций крайне затруднительно без достижения господства в воздухе. Войны послевоенных десятилетий (Корея, Вьетнам, Фолкленды) не обходились без курсирующих вблизи очага конфликта плавучих авиабаз, обеспечивающих присутствие в воздушном пространстве сотен самолетов.

Споры о том, насколько необходимы авианосцы России, продолжаются еще с советских времен. Оппоненты в них делятся на две основные группы, условно называемые «голубями» и «ястребами». Первые выступают за принцип достаточности, то есть минимизации военных затрат, а вторые – за адекватный и практически симметричный ответ на любой вызов.

Советская экономика по своей эффективности не выдерживала соревнования с производственными мощностями главного конкурента, США, поэтому постройка десятка атомных авианосцев не состоялась. В 70-е годы каждый из этих авианесущих кораблей обходился американским налогоплательщикам примерно в миллиард долларов. Тем не менее, на протяжении 80-х годов в Николаеве были заложены тяжелые крейсеры «Варяг» и «Тбилиси», способные принимать на свои полетные палубы по полсотни современных многоцелевых сверхзвуковых самолетов, не уступающих по техническим характеристикам «Хорнетам» и F-16, не говоря уже о «Томкэтах» и «Фантомах». После распада СССР возник вопрос о том, нужны ли эти авианосцы России и, вообще, что с ними делать.

Было принято соломоново решение. Вошедший в строй корабль «Тбилиси» командование Черноморского флота успело перевести на Северный флот, где он успешно несет боевую службу под названием «Адмирал Кузнецов», а недостроенный «Варяг» остался ржаветь на николаевских верфях, пока его не продали Китаю по цене металлолома.

Разруха и полный экономический упадок девяностых годов наводили западных аналитиков на мысль о том, что Россия больше не сможет претендовать на роль сверхдержавы. Вполне возможным казался сценарий разделения страны и установления над ней полного контроля. Однако в какой-то момент все пошло не по плану. Что называется, недоглядели…

Расплатившись с внешними долгами и сделав выводы об опасности наплевательского отношения к безопасности на примере других государств, руководство страны принялось укреплять обороноспособность, не оставляя без внимания и ВМФ России. Авианосцы на первом этапе строить не собирались, делая упор на главную ударную силу - подводный флот.

Тем временем военные доктрины многих государств существенно изменились. Китай и Индия - страны, которые никто не может упрекнуть в неоколониализме - тем не менее, начали прилагать усилия по созданию собственных полноценных флотов с воздушной поддержкой. Италия и Испания тоже заполучили, пусть и небольшие, но авианосцы. Полноценным кораблем этого класса, причем с атомной энергоустановкой, обладает Франция. Зачем нужно такое вооружение странам, не стремящимся к военному захвату чужих территорий и могут ли понадобиться авианосцы России?

Вопрос скорее риторический. На далекое от наших берегов союзное государство трудно оказывать военное давление, если у его берегов появятся авианосцы России. Помимо поддержания военного паритета у любой сверхдержавы существуют экономические интересы, необходимость отстаивать которые может возникнуть в тех регионах, о которых сегодня информационные порталы и не вспоминают. Обладание полноценным флотом, способным решать любые боевые задачи в удаленных точках - вопрос не только национального престижа и военной необходимости, но и экономической целесообразности.

По всей видимости, новые авианосцы ВМФ России получит, однако ожидать этого события в ближайшее десятилетие не стоит. Корабль этого класса не только обходится дорого  сам по себе, ему нужна соответствующая инфраструктура. Строиться будут, скорее всего, полноценные авианесущие корабли, с ядерной энергетической установкой, водоизмещением свыше 100 тыс. т, практически неограниченным радиусом действия и длительной автономностью. Возможно, их будет меньше, чем у США, но вполне достаточно, чтобы союзники России никого не боялись.

Комментарии