Принцип работы и устройство АКПП (автоматической коробки переключения передач)
Автоматическая коробка передач – это одна из разновидностей автомобильных трансмиссий, которая обеспечивает передачу крутящего момента мотора на колеса. Главная особенность данной коробки заключается в том, что выбор и переключение передач она осуществляет без вмешательства водителя, сообразуясь с текущими условиями движения. В сегодняшней статье мы попытаемся выяснить все особенности АКПП, устройство и принцип работы.
Классическая АКПП состоит из следующих деталей:
- Гидромуфта. Данная деталь является самой сложной и незаменимой в работе автоматической коробки. Именно она передает крутящий момент с ДВС на колеса. Располагается она между корпусом трансмиссии и ДВС.
- Планетарные редукторы. Их функция тоже заключается в передаче мощности двигателя на привод автомобиля. Единственное отличие заключается в том, что планетарные редукторы осуществляют опосредованную передачу момента мощности (гидромуфта действует непосредственно).
- Фрикционная муфта. Переключает передачи путем разобщения и сообщения элементов АКПП.
- Обгонная муфта. Она предназначается для снижения ударов в предыдущем механизме при переключении скоростей автомобиля.
- Соединительные валы и барабаны.
Принцип работы и устройство АКПП
Данная трансмиссия состоит из набора золотников, направляющих поток трансмиссионного масла на фрикционную муфту и поршни тормозных лент. Положение золотников устанавливается при помощи рукоятки селектора. Таким образом, после включения определенного режима («Драйв» например) коробки передач и нажатия педали акселератора двигатель передает свою мощность на колеса, при этом в работе задействуется множество шестерней (в разрезе на втором фото видно их конструкцию). В этом и заключается принцип работы и устройство АКПП.
Также стоит отметить, что автоматическая коробка делится на две категории по принципу действия:
- Гидравлические устройства.
- Электронные.
Первый тип имеет следующий принцип работы и устройство АКПП. Здесь от центробежного регулятора гидравлической автоматикой используется давление масла. Регулятор, в свою очередь, соединяется с выходным валом АКПП. Помимо этого, в гидравлике подача масла задействуется при нажатии водителем педали газа. Коробка передач после этого получает информацию о ее положении, вследствие чего осуществляется переключение золотников и дальнейшее движение либо остановка автомобиля.
Что касается электронной автоматики, здесь принцип работы и устройство АКПП заключается в использовании соленоидов, перемещающих золотники в корпусе трансмиссии. Кабели данных деталей выходят к электронному блоку управления КПП. Последний элемент принимает решение о перемещении соленоида, при этом берет во внимание положение педали газа, текущую скорость автомобиля и положение рукоятки селектора.
Как видите, обе трансмиссии имеют похожий принцип работы и устройство. И ремонт АКПП, кстати, тоже одинаково дорогой для обеих коробок.