Западноевропейская схоластика. Что это такое?

Это слово сделалось общеупотребительным, и нет, наверное, человека, который бы о нем не слыхал. Схоластика… Что это такое, однако, скажет вам точно не всякий. Теперь у нас есть возможность во всем этом разобраться поподробнее. Само это слово зародилось в эпоху установления феодальных отношений и так называемого «Каролингского Возрождения». В те времена господствовала философия патристики и схоластики. Первая дисциплина занималась обоснованием установленных христианских догматов. Однако она уже практически исчерпала себя, поскольку Римско-католическая церковь утвердилась как господствующая. А схоластика? Что это такое в описываемую эпоху? Тогда так называли комментарии к этим догматам и работу по их систематизации.

Это направление в истории христианской мысли сделалось господствующим в средневековую эпоху. Само это слово происходит от греческого «скола» («школа»). Вначале искусство комментировать и систематизировать развивалось в монастырских школах, а затем в университетах. Его историю принято разделять на три периода. Первый – это время, когда зарождалась схоластика. Период этот, как правило, начинают с Боэция и завершают Фомой Аквинатом. Второй этап – это философия самого «ангельского доктора» и его последователей. И, наконец, поздний период - четырнадцатый-пятнадцатый века - когда схоластика стала изживать себя в качестве основной дисциплины, и особенно по отношению к естественным наукам. Именно тогда она вызвала огонь критики по отношению к себе.

Если мы спросим себя: «Схоластика – что это? Какие проблемы она поднимала?», - то ответ будет следующим. Философы в те времена вовсе не занимались подсчетом количества чертей на кончике иглы, как об этом часто шутят, а интересовались вопросами взаимоотношения знания и веры, разума и воли, а также сути и существования. Кроме того, одной из самых горячих тем для дискуссий того времени была проблема действительности так называемых универсальных категорий. Представители разных взглядов в этом вопросе именовались реалистами и номиналистами.

Одним из первых великих схоластов считается Иоанн Скот Эриугена, который был хорошо известен при дворе Карла Великого. Он даже осмелился ответить известному правителю остроумной и рискованной шуткой. Когда тот спросил философа, какая разница между скотом и шотландцем (игра слов, основанная на латинском написании происхождения мыслителя), тот ответил, что она заключается в длине стола. Дело в том, что Эриугена и Карл сидели напротив. Император понял оскорбительность своего намека и не стал продолжать. Иоанн Скот выдвинул идею о том, что между настоящей религией и философией нет противоречий, а критерием истины является разум.

В XII веке – в эпоху крестовых походов и становления университетов – наиболее выдающимися схоластами были Иоанн Росцеллин и Ансельм Кентерберийский. Последний стал высказывать идеи о том, что мышление должно быть подчинено вере. Эпоха расцвета схоластики приходится на очень бурный период в жизни Западной Европы. Тогда христианские философы посредством арабских переводов с греческого открыли для себя Аристотеля и начали систематизировать комментарии к священным текстам на основании системы и логики последнего. Фома Аквинский и Альберт Великий считаются мыслителями, которые создали наиболее последовательные и завершенные теории такого рода. Они подчинили философию теологии.

Не стоит забывать, что в те времена противники доминирующих тенденций в христианской теологии – особенно так называемые катары – тоже писали множество трактатов и комментариев. Они, в свою очередь, пользовались теми же схоластическими аргументами, категориями и логическими умозаключениями, используя неоплатоников и Аристотеля. Но уничтожение этого направления в богословии в результате жестокой идеологической борьбы не оставило нам возможности полностью оценить философский уровень оппонентов католицизма.

В XIV веке схоластика открыла для себя так называемую «виа модерна» - новый путь. Этим мы обязаны оксфордской школе (Оккам, Дунс Скот), которая предпочла сделать предметом познания исключительно реально существующие вещи, чем открыла путь к современной методике естественно-математических наук. Однако вся предыдущая философия сформировала основные принципы научного подхода, характерные для университетского образования, в том числе и такие понятия, как ссылки и научный аппарат. Так что на вопрос: «Схоластика – что это такое?» - мы вполне можем ответить так. Это очень важный период в истории философии, без которого не было бы ни современной науки, ни главных подходов к ее методологии.

Комментарии