Генерал Лебедь в армии и большой политике

Летом 1992 года в Молдавии, совсем недавно ставшей независимой страной, происходили события, о которых и сегодня, более чем через два десятка лет, предпочитают не вспоминать. О том, насколько крупные масштабы приобрела эта малоизвестная война, кроме жителей Приднестровья, помнят разве только одесситы, видевшие последствия бойни и по местным каналам телевидения (эти кадры потом нигде не повторяли), и воочию, наблюдая беженцев из Тирасполя и Бендер, массово приезжавших в ставший вдруг пограничным город. Как в войну, они добирались в грузовых вагонах.

Вскоре стало известно имя героя, решительно окончившего эту бойню. По рассказам очевидцев, генерал Лебедь накрыл артиллерийским огнем молдавские войска, изготовившиеся к форсированию Днестра, а затем пригрозил войти со своими десантниками в Кишинев и навести там порядок.

Десантники редко занимают высокие армейские посты. Их не учат стратегии, удел «крылатой пехоты» - решение тактических задач. На рубеже последних десятилетий существования СССР десантуру начали применять для разрешения межнациональных конфликтов. Генерал Лебедь командовал разгоном тбилисского митинга в апреле 1989 года, тогда погибли 18 его участников. После того как он высмеял попытку выдать эти акты протеста за исключительно мирные, задав простые вопросы о спортивной подготовке старушки, которую не смог догнать десантник, о нем заговорили.

Ветеран Афганистана, кавалер четырех орденов, он действительно выделялся среди «паркетных генералов». Мужественный облик сочетался с афористичной манерой полемики и мрачноватым, но тонким чувством юмора, который кто-то ошибочно считал по-солдатски грубым. Умение выразить суть ситуации образно и ясно, пренебрегая нормами политкорректности, стала той особенностью, которой отличался генерал Александр Лебедь.

При этом за внешней прямотой скрывалась разумная осторожность, проявленная в 1991 году во время событий августовского путча и через два года, когда танки расстреливали здание Верховного Совета. Тогда было легко оказаться в числе «душителей свобод», «сатрапов» и поставить на своей карьере жирный крест. Нет, генерал Лебедь не отказывался выполнять приказ, но и особой инициативы, столь свойственной его характеру, не проявлял.

Зато в 1996 году, когда все кремлевское руководство самоустранилось от решения чеченской проблемы, он подписал соглашение с лидерами боевиков, которое сначала многие поняли как предательство. На самом деле как истинный военный, генерал Лебедь понимал, что победы теми методами, какими велась война, добиться было невозможно, требовалась передышка для принятия правильных решений.

Разумеется, столь колоритная фигура не могла остаться без внимания тогдашних политтехнологов. В надежде приручить харизматичного военного, популярного в войсках и в народе, тогдашние вершители судеб страны сделали ему заманчивое предложение, суть которого заключалась в том, чтобы отвлечь голоса избирателей от некоторых кандидатов на пост президента. Генерал Лебедь согласился.

Политическая карьера довела его до губернаторского кресла в Красноярском крае. И в этом процессе просматривалось желание Бориса Березовского соблюсти свои интересы, финансируя кампанию «черным налом». Однако ожидания не совсем сбылись.

Лебедь оказался не очень успешным руководителем. Управлять краем оказалось сложнее, чем десантным полком. Борьба с уголовным авторитетом Быковым окончилась тактической победой, но в целом экономические успехи региона оставляли желать лучшего.

Гибель генерала Лебедя в авиакатастрофе вызвала широкий общественный резонанс. Большинство граждан России отказывались верить в ее случайность. Многим казалось, что устранен вполне реальный претендент на президентский пост, который навел бы в стране настоящий порядок по-военному.

Факты, скорее, опровергают такое мнение.

Комментарии