Демон Лермонтова: анализ поэмы в стихах
«Демон» - одно из самых известных произведений М.Ю. Лермонтова, над которым он работал на протяжении многих лет. Эта философская поэма пронизана размышлениями автора о добре и зле, о выборе человека между этими началами. Образ Демона, влюбившегося в Земную девушку, стал одним из центральных в русской литературе XIX века. В статье подробно разбирается сюжет поэмы, анализируются ее главные герои, рассматривается философская концепция произведения. Также дается оценка места «Демона» в литературном процессе эпохи романтизма.
История создания поэмы «Демон»
Поэма «Демон» была одним из самых значимых произведений в творчестве М.Ю. Лермонтова. Он начал работу над ней в 1830 году, в возрасте 16 лет, и возвращался к этой теме на протяжении всей своей недолгой жизни. За это время поэма претерпела 8 редакций. Первые редакции отличались фрагментарностью, обилием отступлений и философских рассуждений. «лермонтов демон анализ» В 1838 году Лермонтов создает 6-ю и 7-ю редакции поэмы, которые становятся поворотным моментом в развитии авторского замысла. Теперь произведение обретает цельность, а образ Демона становится более психологически глубоким.
- В основе сюжета лежит библейская легенда о падшем ангеле и элементы грузинского фольклора.
- Главный герой поэмы — романтический персонаж-бунтарь, в духе Байрона и других европейских романтиков.
Таким образом, работа над «Демоном» велась на протяжении многих лет и отражала эволюцию мировоззрения самого поэта — от юношеского максимализма к более зрелым философским размышлениям о человеческой природе и предназначении поэзии.
1830 | Начало работы над поэмой |
1838 | 6-я и 7-я редакции |
Сюжет поэмы и ее герои
Поэма «Демон» основана на легенде о падшем ангеле, изгнанном с небес за гордыню. Главный герой поэмы – Демон, воплощение гордости и бунта, противостоящего Богу. Он скитается по земле, сея зло и разочаровавшись в людях. Однажды Демон видит прекрасную грузинскую княжну Тамару и влюбляется в нее. Ее красота и чистота пробуждают в Демоне забытые чувства.
Другим важным персонажем поэмы является Ангел – противоположность Демона, олицетворяющий добро и свет. Ангел охраняет Тамару от Демона. Тамара – центральный женский образ поэмы, идеал красоты, невинности и чистоты. Она любит своего жениха князя Синодала, но поддается искушению Демона.
Философские идеи «Демона»
Поэма «Демон» пронизана глубокими философскими идеями и размышлениями Лермонтова о смысле бытия, предназначении человека, вечной борьбе добра и зла. Центральный персонаж произведения олицетворяет в себе мятежный дух, жаждущий свободы и не принимающий установленных Богом ограничений. Но эта внутренняя борьба обрекает Демона на вечные страдания, из которых он пытается вырваться через любовь к Тамаре. Лермонтов показывает, что путь к исцелению лежит через принятие мира таким, какой он есть, через смирение гордыни и следование высшим нравственным идеалам.
Одна из ключевых идей поэмы - это идея двойственности человеческой природы, вечного конфликта добра и зла, борющихся в душе каждого. Этот внутренний разлад отражен в противостоянии Ангела и Демона - двух ипостасей человеческой души. Демон олицетворяет темную, бунтарскую сторону, тогда как Ангел - светлую, покорную высшей воле.
Еще одна важная философская идея поэмы - тема предопределения и фатализма. Лермонтов показывает, что человек часто оказывается игрушкой в руках судьбы, которую не в силах изменить. Так, гибель жениха Тамары предопределена его собственным пренебрежением к молитве и оставлением проторенного пути предков.
«Демон» затрагивает и вечную тему любви, ее природы и предназначения. Для Лермонтова подлинная любовь - это путь к духовному совершенствованию, она требует жертвенности и веры. Но Демон и Тамара оказались неспособны постичь этот идеал, увлекшись лишь чувственной стороной отношений, что и привело к трагедии. Таким образом, в своей философской поэме Лермонтов затрагивает вечные темы человеческого бытия, которые не теряют актуальности и в наши дни.
«Демон» в контексте литературы романтизма
Поэма «Демон» является ярчайшим образцом русского романтизма. В ней нашли воплощение практически все основные черты и мотивы этого литературного направления.
- Во-первых, образ главного героя - Демона - типичный романтический персонаж. Это мятежный бунтарь, отвергнутый миром и обреченный на вечные скитания. Такие герои-изгои были очень популярны в литературе романтизма (например, Каин у Байрона).
- Во-вторых, в поэме ярко проявляется увлечение романтиков Востоком, местным колоритом и фольклором. Действие происходит на Кавказе, автор детально описывает красоту кавказской природы, быт и нравы местных жителей.
- В-третьих, очень важен мотив роковой, губительной любви, которая приводит героев к трагической гибели. Такую любовь романтики превозносили как высшую ценность, ради которой стоит пожертвовать всем.
- В-четвертых, в поэме ощутимо влияние народно-поэтического творчества, мифов и легенд. Образ Демона восходит к народным представлениям о падших ангелах, а сюжет перекликается с грузинским преданием.
Наконец, философская проблематика произведения тоже характерна для романтического мироощущения с его интересом к внутренним противоречиям человеческой натуры. Таким образом, поэма «Демон» Лермонтова стала вершинным достижением русского романтизма, подытожившим все его основные темы и мотивы. Это произведение органично вписывается в контекст развития литературы того времени и оказало большое влияние на последующих писателей-романтиков.
Оценки образа Демона в критике
Образ Демона в поэме Лермонтова вызвал неоднозначную оценку в критике. Мнения разделились: одни видели в нем воплощение зла, другие - трагического героя. Так, В.Г. Белинский дал восторженную оценку этому образу, назвав Демона «величайшим созданием поэтического гения». Критик подчеркивал, что Демон воплощает «могущество мысли и страсти», он «не зол... а лишь мятежен». По мнению Белинского, в этом образе отразился бунтарский дух самого Лермонтова.
Другой критик, Аполлон Григорьев, также восхищался образом Демона как «титанической натурой» и видел в нем отражение романтического идеала свободной личности. Однако были и критики, оценивавшие этот образ резко отрицательно. Например, Н.А. Добролюбов считал Демона олицетворением эгоизма и крайнего индивидуализма. Он писал, что Демон «не способен ни любить, ни ненавидеть по-настоящему», это «пустой и ничтожный эгоист».
Сходную точку зрения высказывал Н.Г. Чернышевский. Он видел в Демоне воплощение «бессилия зла» и «ничтожества эгоизма». Критик сетовал, что Лермонтов слишком много внимания уделяет изображению «бесплодных метаний и страданий» своего героя.
Таким образом, образ Демона вызывал полярные трактовки в критике в зависимости от мировоззренческой позиции автора. Более романтически настроенные критики (Белинский, Григорьев) видели в нем мятежного бунтаря и свободолюбивую личность. А сторонники реализма и общественной морали (Добролюбов, Чернышевский) оценивали этот образ как воплощение эгоизма и «бесплодного» индивидуализма.
В дальнейшем споры вокруг образа Демона не утихали. И в ХХ веке этот образ по-разному интерпретировался исследователями творчества Лермонтова. Так, одни видели в нем романтический бунт против мещанской морали, другие указывали на религиозно-философский смысл этого образа. Но все сходились в том, что Демон - один из самых загадочных и многогранных персонажей русской литературы.
Таким образом, на протяжении двух веков образ Демона притягивал внимание критиков и исследователей, вызывая самые разные, часто противоположные трактовки и оценки. Это свидетельствует о художественной глубине и философской емкости этого образа, созданного поэтическим гением Лермонтова.
Значение поэмы в творчестве Лермонтова
Поэма «Демон» занимает особое место в творчестве М.Ю. Лермонтова. Это произведение стало одной из вершин его поэтического гения и во многом определило дальнейшее развитие всей русской литературы.
- Во-первых, «Демон» - это первое крупное произведение Лермонтова, над которым он работал на протяжении многих лет. Поэт не раз возвращался к этой теме, совершенствуя замысел и поэтику поэмы. Таким образом, «Демон» стал своеобразной творческой лабораторией, в которой формировался художественный мир зрелого Лермонтова.
- Во-вторых, в этой поэме Лермонтов впервые соединил философскую глубину с пластической образностью и драматизмом сюжета. Это новый тип философской поэмы, который оказал влияние на всю русскую философскую лирику последующих десятилетий.
- В-третьих, образ Демона - одно из самых сложных и многогранных созданий Лермонтова. В нем воплощены представления поэта о природе добра и зла, о диалектике человеческой души. Этот образ стал нарицательным символом романтического бунтарства и свободолюбия.
- В-четвертых, в «Демоне» Лермонтов достиг непревзойденного мастерства в передаче психологических состояний героев, сложных переживаний, выраженных в монологах и диалогах. Этот опыт поэт перенес в свою лирику и прозу.
Наконец, поэма открыла череду произведений Лермонтова на «демонические» темы, где разрабатывались сходные образы («Ангел смерти», «Демон», «Мцыри»). Так поэт продолжил исследование природы добра и зла, судеб человека в мире. Таким образом, благодаря «Демону» Лермонтов заложил основы своей философской лирики, создал один из самых значимых образов русской литературы и во многом определил пути развития всего романтизма. Поэма по праву считается одним из высших достижений поэта и вершиной русской романтической поэзии.