Увлекательные занятия по математике в старшей группе: развиваем логическое мышление играя

Занятия по математике в старшей группе детского сада играют важную роль в развитии логического мышления детей. Использование игровых методик позволяет сделать эти занятия увлекательными и эффективными.

В данной статье мы рассмотрим примеры интересных заданий и игр, которые можно использовать при обучении математике детей 5-6 лет.

Развитие навыков счета с помощью игр

Развитие навыков счета у детей старшего дошкольного возраста - одна из важнейших задач обучения математике. Для закрепления умения считать в пределах 10 и дальше воспитателю необходимо использовать разнообразные дидактические игры, которые помогут ребенку не только автоматизировать навык, но и сделают процесс обучения увлекательным.

Одна из самых простых и эффективных игр для счета - "Поезд". Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему и "едут" по кругу, отсчитывая по порядку числа от 1 до 10 и обратно. Такая игра позволяет не только потренировать счет, но и развивает память и внимание.

Еще один хороший вариант - игра "Назови соседей числа". Воспитатель называет любое число в пределах 10, а ребенок должен назвать соседей этого числа, т.е. предыдущее и последующее числа. Это упражнение учит устанавливать соотношение между числами в номерном ряду.

Для закрепления навыков количественного и порядкового счета хорошо использовать игры с мячом. Например, перебрасывая мяч по кругу, называть числа по порядку или в случайном порядке. Можно усложнить задание, предложив ребенку ловить мяч и называть соседей того числа, которое сказал воспитатель.

Такие простые и увлекательные игры помогут эффективно развивать навыки счета у детей старшего дошкольного возраста, не вызывая у них скуки и утомления.

Закрепление знаний о геометрических фигурах в игровой форме

Одним из важных разделов математики в старшей группе детского сада является изучение геометрических фигур. Дети знакомятся с названиями и свойствами таких фигур, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Для лучшего закрепления этих знаний очень эффективно использовать различные дидактические игры, позволяющие в игровой форме повторить пройденный материал.

Одной из таких игр является «Назови фигуру». Воспитатель показывает детям карточку с изображением какой-либо геометрической фигуры, а ребята должны назвать ее. Это помогает лучше запомнить названия.

Также можно использовать игру «Найди такую же фигуру». На столе у детей разложены карточки с разными фигурами, а педагог показывает одну из них и просит ребят найти такую же у себя на столе.

  • игра «Построй фигуру» - детям раздают наборы палочек, из которых они должны выложить названную воспитателем фигуру;
  • игра «Чего не стало?» - на фланелеграфе выставляют несколько геометрических фигур, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну из них, а ребята должны сказать, какой фигуры не хватает.

Такие развивающие игры помогают эффективно закрепить полученные на занятиях знания о геометрических фигурах, развивают внимание и память.

Формирование логического мышления через решение математических задач

Одним из важных направлений обучения математике в старшей группе является развитие логического мышления. Этому способствует решение разнообразных математических задач, которые требуют от детей не только знаний, но и умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

На занятиях можно использовать задачи в игровой форме, головоломки, логические упражнения и ребусы. Они вызывают интерес у детей, заставляют думать и искать решение. В процессе решения задач происходит развитие мышления, воображения, памяти и речи.

Важно подбирать задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Более простые задания помогут укрепить уверенность и интерес к математике у детей, испытывающих затруднения. Более сложные задачи должны стимулировать развитие способных детей.

  • Используйте вопросы и наводящие подсказки, чтобы направить мышление ребенка в нужном направлении при решении задач.
  • Поощряйте детей высказывать свои идеи и предлагать разные способы решения.
  • Давайте задания на сравнение, классификацию объектов, установление закономерностей - это тренирует логическое мышление.

Использование развивающих игр Воскобовича на занятиях математикой

Одним из эффективных средств разнообразия математических занятий в старшей группе являются развивающие игры Воскобовича. Они позволяют тренировать в игровой форме различные математические навыки.

Например, игры «Прозрачная цифра», «Чудо-цветик», «Квадраты Воскобовича» можно использовать для изучения состава числа, решения примеров, построения логических цепочек. А игры «Геоконт», «Математические корзинки», «Черепашки» помогут закрепить навыки счета, измерения, ориентировки на плоскости.

Важная особенность занятий с математическими играми Воскобовича - возможность для каждого ребенка работать в своем темпе и на своем уровне сложности. Более способные дети могут получить задания поиссложнее. А другие дети смогут повторить и закрепить базовый материал без давления и сравнения с остальными.

Также в процессе игры «занятия по математике в старшей группе» происходит развитие познавательных процессов, творческих способностей и коммуникативных навыков детей. Они учатся рассуждать, спорить, доказывать свою точку зрения.

Применение блоков Дьенеша для обучения математическим понятиям

Эффективным дидактическим пособием при обучении дошкольников математике являются разноцветные блоки Дьенеша. С помощью них на «занятиях по математике в старшей группе» можно наглядно объяснить многие важные математические понятия.

Например, используя блоки разного размера и формы, можно научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма). А раскладывая блоки в ряд по возрастанию или убыванию одного признака (цвета, размера, толщины), дети усваивают понятия сериационных отношений.

Объединяя блоки в множества по определенному свойству, дошкольники учатся классифицировать объекты на группы по заданным признакам. А при построении узоров или композиций из блоков формируется логическое и творческое мышление.

Для лучшего усвоения математического материала можно предлагать детям не просто манипулировать с блоками Дьенеша, а придумывать образы, истории, сказки о них. Также хорошо сочетать работу с блоками с подвижными математическими играми для смены видов деятельности на занятии.

  • Из блоков Дьенеша можно выкладывать цифры, примеры, геометрические фигуры.
  • Из блоков получаются замечательные наглядные пособия для объяснения математических понятий детям.
  • С помощью блоков Дьенеша удается органично сочетать игру и обучение.

Закрепление пройденного материала с помощью интерактивных карточек

Для эффективного закрепления пройденного материала по математике в старшей группе рекомендуется использовать интерактивные карточки с заданиями. Они могут быть как готовыми развивающими пособиями, так и изготовленными воспитателем самостоятельно.

Такие карточки хороши тем, что задействуют моторику и внимание ребенка - ему нужно не просто послушать или повторить за взрослым, а самостоятельно манипулировать элементами, чтобы ответить на поставленный вопрос или решить пример. Это особенно актуально для «занятий по математике в старшей группе», где дети должны получить базовые навыки перед школой.

Интерактивные карточки могут содержать: математические головоломки, лабиринты с цифрами, игры на состав числа, примеры с использованием карманов, стрелок, подвижных элементов. Главное - чтобы ребенку нужно было не просто рассмотреть картинку, но и выполнить какие-то операции, движения для решения задачи, отгадывания загадки.

Использование таких карточек очень эффективно на этапе повторения и закрепления пройденного материала в игровой форме. Это хорошая альтернатива простому опросу по готовым карточкам или тетрадям.

Комментарии