Перспективное планирование в старшей группе: основные моменты

В условиях изучения и внедрения учебной программы в дошкольное образование необходимо обратить внимание педагогов на перспективное планирование в старшей группе и органи­зацию образовательного процесса с позиции со­временных научных подходов: деятельностного, культурно-исторического, личностного. Ребенок знакомится с окружающей действительностью посредством участия в разнообразных видах деятельности (познавательной практической, общения, игровой, художественной, трудовой и элементарной учебной деятельности). Предварительный подбор педагогами основных тем обеспечивает систем­ность и культуросообразность организации обра­зовательного процесса. Реализация темы проходит в комплексе разных видов детской деятельности, предусматривающих взаимодействие взрослого и ребёнка с позиции партнёрства.

Задачи ДОУ при составлении планов

Первостепенной задачей дошкольных учрежде­ний является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, кото­рая включает:

  1. Разработку учебного плана учрежде­ния дошкольного образования, утверждённого ру­ководителем учреждения.
  2. Расписания специально организованной деятельности (т. е. занятий) воспитанников по образовательным областям.
  3. Перспективное планирование в старшей группе, которое составляет педагог. В нём, кроме специально-организованной, может отражаться нерегламентированная деятельность (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), реализация образова­тельных услуг сверх содержания образовательных областей (кружки).

Что такое план и планирование

План – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работы.

Планирование – процесс трудоёмкий и твор­ческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы, её дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспи­танников, требований, предъявляемых к организации образовательного процесса. Тематическое перспективное планирование (старшая группа) должно предусматривать конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.

Подходы к планированию:

  1. Интеграция содержания образовательных областей и интегрированность видов детской деятельности.
  2. Тематическое перспективное планирование в старшей группе включает в себя орга­низацию разных видов деятельности, подчинённых одной теме и интегрирующих все образовательные области.
  3. Использование в планировании метода про­ектов, позволяющего реализовать цели в рамках определённой темы.
  4. Широкое использование научно обоснованных методик, информационных и образовательных тех­нологий.
  5. Реализация регионального компо­нента.

Структура ежедневного плана работы

Перспективное планирование в старшей группе включает в себя следующие разделы:

  1. Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год.
  2. Научно-методическое обеспечение, источ­ники планирования (если это старшая группа, "Перспективное планирование", Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. (ред.) - наиболее подходящий материал для использования).
  3. Список детей по подгруппам.
  4. Циклограмма.
  5. Взаимодействие с семьёй.
  6. Индивидуальная работа с детьми.
  7. Специально организованная деятельность.

Также перспективное планирование в старшей группе может включать и другие разделы, например закаливание и двигательную активность.

Комментарии