Песня "Гибралтар, Лабрадор". Смыслы и образы
Песня "Гибралтар, Лабрадор" Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997 году. Она вошла в состав саунд-трека знаменитого фильма Алексея Балабанова "Брат 2". Сегодня её слушает уже второе поколение поклонников русского рока. В ситуации, когда многие музыкальные "поделки" забываются на второй день после их исполнения, почти двадцать лет жизни для песни - очень солидный возраст. "Гибралтар, Лабрадор" - далеко не единственный шедевр, дошедший до нашего времени из эпохи девяностых годов. Это своеобразная частица того времени. К нему прилипло определение "лихие девяностые". Возможно, оно неплохо передаёт положение вещей. Но только те годы не были ни тупыми, ни бездарными.
"Гибралтар, Лабрадор": о чём эта песня
Самой распространённой ошибкой в восприятии этого произведения является попытка его понять с точки зрения элементарного здравого смысла. Он здесь не работает. Песня эта одновременно ни о чём и обо всём. У неё своя внутренняя логика и энергетика. Лучшие умы пытались анализировать "Гибралтар, Лабрадор". Текст раскладывали на составляющие и пытались вычислить, что в нём зашифровано. Простая мысль о том, что это сюрреалистический поток смыслов и образов, приходила в голову далеко не каждому. Всё здесь связано между собой парадоксальными отражениями и многомерными преломлениями. Понимать это совершенно не обязательно, этим можно просто наслаждаться. Хит Бутусова вызывает сильные эмоции. "Гибралтар, Лабрадор" любят или отвергают, но мало кого эта песня оставляет равнодушным. Даже те, кто провозглашает это произведение тупой бессмыслицей, произносят это с затаённой завистью. Они прекрасно понимают, кто в этой ситуации тупой, песня или её критик.
"Гибралтар, Лабрадор", «Наутилус Помпилиус». Что было дальше
Эта самая знаменитая российская рок-группа под управлением Вячеслава Бутусова прекратила своё существование более десяти лет тому назад. Но слава её растёт и крепнет. Все, кому небезразлична поэтика и образность русского рока, знают наизусть и "Гибралтар, Лабрадор", и всё прочее творческое наследие этой команды. Лидер и основатель "Наутилуса Помпилиуса" продолжает сегодня сольную карьеру. То, что он пишет сегодня, весьма талантливо и по-своему интересно. Но, к глубокому сожалению своих поклонников, за всё прошедшее десятилетие он не создал пока ничего такого, что могло бы стоять рядом с шедеврами из раннего творчества.
В кинематографе
Без энергетики русского рока сложно представить фильмы знаменитого режиссёра Алексея Балабанова. Иногда кажется, что этой музыки в его фильмах "Брат" и "Брат 2" даже слишком много. Но она является интонационным нервом и позволяет автору сказать гораздо больше, чем это можно сделать традиционными кинематографическими средствами. Абсурдистский "Гибралтар, Лабрадор" яркими красками характеризует тот мир, в котором происходит действие боевиков Балабанова. Этот приём в равной степени эффектен в отражении реалий таких не похожих друг на друга городов, как Санкт-Петербург и Чикаго. Музыка "Наутилуса Помпилиуса" не теряет своей выразительности и в Иллинойсе.