"Мартышка и очки": поучительная басня Крылова о тщеславии
Басня «Мартышка и очки» - одно из самых известных произведений русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Впервые она была опубликована в 1815 году в сборнике басен и с тех пор неизменно включается в школьную программу.
В этой меткой истории с юмором показана неспособность невежды воспользоваться даже простейшими вещами. Главная героиня, обезьянка, не сумев разобраться в назначении очков, в приступе гнева разбивает их.
Этот сюжет до сих пор не утратил актуальности - ведь и сегодня нередко встречаются люди, которые отвергают все новое, не потрудившись даже разобраться, как это работает.
Нравоучительный смысл басни
Басня «Мартышка и очки» написана Крыловым в 1815 году. Ее сюжет построен вокруг необычного для мартышки предмета - очков, о пользе которых она лишь слышала от людей. Не разобравшись в их назначении и принципе действия, мартышка в итоге разбивает очки в приступе гнева.
В образе мартышки запечатлен типичный для людей порок - глупое упрямство, нежелание учиться и разбираться в незнакомых вещах. В итоге даже самые полезные изобретения могут оказаться бесполезными в руках невежды. Баснописец осуждает также высокомерие и самонадеянность героини, которая винит в своей неудаче всех, кроме себя.
Так Крылов показывает опасность невежества, особенно среди влиятельных людей. Их глупость и упрямство могут негативно сказаться на всем обществе. В уста мартышки автор вкладывает меткие выражения, высмеивающие людские пороки, которые не утратили актуальности и сегодня.
Комичность ситуаций и языка
Одним из ключевых приемов, использованных Крыловым в этой басне, является комичность ситуаций и языка. Ситуация с мартышкой, пытающейся разобраться в том, как пользоваться очками, выглядит весьма забавно. Она то прижимает их к темени, то надевает на хвост, то нюхает и даже лижет очки, но те «не действуют никак». Эти действия мартышки, конечно, вызывают смех у читателя.
- Комизм ситуации усиливается благодаря выразительным глаголам, использованным автором: «вертит», «прижмет», «нанижет», «понюхает», «полижет». Эти слова создают яркую картину нелепых действий мартышки.
- Также комично выглядит реакция мартышки, когда очки «не действуют». Она возмущается, бранится («тьфу пропасть!»), называет «дураком» и себя, и тех людей, которые ей «налгали» про пользу очков.
Язык басни также отличается комичностью. Крылов использует разговорную лексику, в речи мартышки встречаются просторечные выражения («тьфу пропасть», «дурак»). Это придает тексту живость и юмор. Описывая действия мартышки, автор подбирает яркие, образные глаголы (вертит, лижет, хватила), что тоже вызывает комический эффект.
Таким образом, комизм ситуаций и языка является важным средством раскрытия замысла этой басни Крылова, помогает автору в юмористической форме показать глупость и невежество героини.
Неутратившая актуальность проблематика
Несмотря на то, что басня «Мартышка и очки» была написана Крыловым более 200 лет назад, в 1815 году, ее проблематика не потеряла актуальности и в наши дни. Главная идея произведения заключается в том, что глупость и невежество мешают людям разумно использовать даже самые полезные вещи.
В басне речь идет об очках – на первый взгляд, обычном и простом в обращении предмете. Однако мартышка, страдающая от плохого зрения, не может сообразить, как именно следует пользоваться очками. В итоге она разбивает их в приступе гнева, так и не извлекая из очков никакой пользы для себя.
Подобные ситуации нередко происходят и с людьми: из-за невежества или предвзятого отношения они не могут воспользоваться плодами научно-технического прогресса. К примеру, пожилые люди зачастую с трудом осваивают современные гаджеты и предпочитают от них отказываться, хотя многие устройства могли бы облегчить их жизнь.
Еще одна проблема, поднятая Крыловым в басне «Мартышка и очки» и не потерявшая актуальности до сих пор, - это самоуверенность невежд. Мартышка убеждена, что виноваты все, кроме нее самой: и люди, которые «налгали» про пользу очков, и она сама, поверившая этим «вракам». Такая позиция - «все виноваты, кроме меня» - до сих пор встречается повсеместно.
Наконец, в образе мартышки Крылов, вероятно, высмеивал и тех представителей власти, которые отличались невежеством и заносчивостью. К несчастью, и сегодня бывают случаи, когда интересы страны и общества страдают из-за некомпетентности и самоуверенности чиновников.
Таким образом, несмотря на внешнюю простоту и развлекательность, басня «Мартышка и очки» затрагивает вечные проблемы человеческого невежества, упрямства и самомнения. Эти пороки, к сожалению, все еще широко распространены в обществе, что делает произведение Крылова по-прежнему актуальным.
Значение образов главных героев
Главными героями этой басни Крылова являются Мартышка и Очки. Эти образы несут важную смысловую нагрузку и помогают автору в иносказательной форме донести до читателя основную мысль произведения.
Образ Мартышки аллегорически воплощает человеческие пороки – глупость, невежество, упрямство и самонадеянность. Крылов нередко использовал этот персонаж в своих баснях именно для того, чтобы высмеять подобные недостатки. В «Мартышке и очках» поведение героини комично и нелепо: она берется судить о вещах, в которых совершенно ничего не смыслит.
Образ Очков также является аллегорическим. Очки здесь символизируют знания, науку и технический прогресс. Эти «Очки» могли бы принести Мартышке реальную пользу, если бы она разобралась в том, как ими пользоваться. Но ее невежество и самоуверенность мешают это сделать.
Таким образом, противопоставление Мартышки и Очков позволяет Крылову продемонстрировать несовместимость человеческой глупости и достижений цивилизации. Басня говорит о том, что для разумного использования плодов научного прогресса людям необходимо совершенствовать собственное сознание, избавляться от предрассудков, приобретать знания.
Басня «Мартышка и очки» до сих пор не утратила актуальности именно потому, что противоречие между растущими техническими возможностями и человеческой ограниченностью еще далеко не преодолено. Поэтому значение образов Мартышки и Очков, созданных фантазией Крылова, выходит далеко за рамки данного произведения.