Анализ стихотворения Тютчева "Фонтан" и основные идеи произведения
Стихотворение «Фонтан», созданное Ф.И. Тютчевым в 1836 году, по праву считается одним из лучших произведений поэта. В нем Тютчев глубоко размышляет о человеческой судьбе, стремлении человека к познанию мира и своих ограниченных возможностях. Для выражения своих мыслей он использует яркий поэтический образ фонтана.
Удивительно, как точно выбран этот образ. Фонтан постоянно движется, его струи устремлены ввысь, но обречены упасть на землю. Точно также устроена и человеческая мысль - она стремится к познанию высшей истины, но не в силах постичь ее до конца.
Философская глубина стихотворения «Фонтан»
Стихотворение «Фонтан» принадлежит к числу наиболее философски насыщенных произведений Тютчева. В нем поэт размышляет о вечной теме предопределенности человеческой судьбы, стремится постичь тайны мироздания и место в нем человека. Главная мысль стихотворения заключается в том, что существует некая заданность в судьбе каждого, которую невозможно преодолеть.
Тютчев сравнивает человеческую мысль, устремленную к познанию мира, со струями фонтана, устремленными ввысь. Как фонтан не может подняться выше определенной высоты, так и человеческая мысль ограничена в своих возможностях. Существует незримый закон судьбы, который позволяет мысли взлететь лишь до известной высоты, а затем низвергает ее обратно, как и струи фонтана возвращаются к земле.
Тютчев подчеркивает трагизм несоответствия между безграничностью стремления человеческого разума постичь все тайны мироздания и ограниченностью его реальных возможностей. Эту мысль поэт воплощает в противопоставлении образов фонтана и человеческой мысли.
Мастерство Тютчева в создании образа фонтана
Образ фонтана занимает центральное место в первой части стихотворения «Фонтан». С помощью разнообразных художественных средств Тютчеву удается создать необыкновенно яркий, живой и динамичный образ.
Поэт наделяет фонтан чертами одушевленного существа. Он «клубится облаком», «сияет», «пламенеет». Благодаря олицетворению фонтан предстает перед читателем как нечто живое, полное внутренней энергии.
Для создания образа Тютчев использует разнообразные тропы. Эпитеты «сияющий», «живое облако», «влажный дым» передают игру света, пластичность и изменчивость струй. Сравнения фонтана с облаком и пламенем подчеркивают текучесть и огненную стихию воды. Метафоры «клубится», «пылью огнецветной» усиливают динамизм образа.
Движение фонтана передается за счет повторяющегося звука «р», напоминающего журчание воды Таким образом, в первой части стихотворения Тютчевым создан яркий художественный образ фонтана, полный внутренней энергии и движения.
Параллелизм природы и человеческой души
Одной из важнейших особенностей поэтики Тютчева является параллелизм явлений природы и внутреннего мира человека. Этот прием с большим мастерством используется и в стихотворении «Фонтан».
Уже в первых строках дается яркий образ фонтана, подобного «живому облаку». Далее поэт проводит параллель между фонтаном и человеческой мыслью, уподобляя ее «водомету». Как фонтан устремлен к небу, но вынужден опускаться на землю, так и мысль человека стремится к постижению высшей истины, но ограничена реальными возможностями.
И фонтан, и человеческий разум подчинены некоему высшему закону, свыше заданной предопределенности, которую невозможно преодолеть. Величие человеческого духа для Тютчева заключается в этом бесконечном стремлении к недосягаемому идеалу.
Таким образом, параллелизм явлений природы и внутренней жизни человека позволяет Тютчеву воплотить свои философские размышления о предопределенности человеческой судьбы. Сопоставление фонтана и человеческой мысли придает стихотворению глубокий философский смысл.
Анализ композиции стихотворения Тютчева "Фонтан"и художественных средств произведения
Стихотворение «Фонтан» отличается стройностью и логичностью композиции. Оно состоит из двух частей, каждая из которых представляет собой законченную картину.
Первая часть целиком посвящена детальному описанию фонтана. Во второй части на первый план выходит тема внутренней жизни человека, его стремления к постижению истины. Такое деление усиливает параллелизм двух образов.
Важную роль в стихотворении играет звукопись. Аллитерация на «р» и «л» передает звуки падающей воды. Ритм стиха как бы воспроизводит биение фонтана.
Богатый набор тропов (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение) создает яркие поэтические образы фонтана и человеческой мысли.