Что такое определение в русском языке. Виды определений в русском языке

Вопрос, что такое определение в русском языке, рассматривается в разделе синтаксиса. Определение является одним из второстепенных членов, участвующих в предложении; характеризует признак предмета, отвечая на вопросы: чей, который, какой? Определение может быть представлено отдельным словом и речевой конструкцией.

Классификация определений по свойству синтаксической связи. Условие согласования по роду. Определения, согласованные по числу и падежной форме. Используемые части речи

По характеру связи между компонентами словосочетания различают основные виды определений в русском языке: согласованные; несогласованные; дополнительный вид определения - приложение. Согласованные определения выражаются:

  • существительным, способным изменяться по числам: судьба-злодейка;
  • прилагательным: зелёный мерседес;
  • причастием: немеркнущий свет;
  • порядковым числительным: первый гонец;
  • местоименным прилагательным: мой герой.

Согласованные определения принимают форму падежа и числа слова, признак которого они выражают. В единственном числе согласуются с главным словом и по роду.

Части речи в роли обособленных определений. Варианты обособления относительно главных слов

Обособленное определение в русском языке представлено причастиями и прилагательными. Может обособляться как интонационно, так и пунктуационно в тех случаях, если:

  • выражено прилагательным с зависимым словом и стоит в постпозиции;
  • является причастным оборотом в постпозиции;
  • несколько одиночных определений следуют за главным словом, снабжённым другим препозитивным определением;
  • одиночное постпозитивное определение усиливает значение главного слова;
  • отдалено от определяемого слова иными членами предложения;
  • определение относится к местоимению.

Части речи в роли несогласованных определений. Что такое определение в русском языке, созданное по типу примыкания или управления

Несогласованные определения с главным словом соединяются по типу примыкания или управления при помощи:

  • существительного в именительном падеже: на озере Сиваш;
  • существительного в одном из косвенных падежей:
    • с предлогом: брюки в полоску;
    • без предлога: песни моря;
  • глагола неопределённой формы (инфинитива): намерение поступить;
  • неизменяемого прилагательного: кэш-платёж;
  • притяжательного местоимения: их семейка, не его вина, её счастье;
  • наречия: мясо по-капитански;
  • словосочетаний:
    • фразеологизмов: бедный как церковная крыса, он умудрялся выглядеть достойно;
    • фразеологически свободных словосочетаний: еще оставалось время подумать и вернуться назад.

Характеристика приложения и его образная сила

Приложение как разновидность определения, выраженного существительным, может состоять с определяемым словом в отношениях «частное - общее» по типу примыкания или согласования. Это удобный и часто используемый приём, потому что такое определение в русском языке наиболее образно передаёт:

  • свойство или качество предмета: птица-тройка;
  • звание, возраст, профессию человека: сталевар Иванов;
  • более точный признак или пояснение: Урал, главный ориентир европейско-азиатской границы, протянулся с севера на юг;
  • названия торговых марок, произведений искусств, предприятий: роман «Мёртвые души»;
  • географические названия: полуостров Индостан.

Классификация определений по типу связи в словосочетании. Управление, согласование, примыкание

В словосочетании всегда устанавливается один из типов подчинительной связи, таких как:

  • согласование определения с главным словом;
  • управление определением;
  • примыкание определения к главному слову.
Типы определений в русском языке

Тип связи

Примеры

Определение как часть речи

Характер связи

Согласование

в городах-героях

существительное

Определяемое (главное) слово устанавливает для своего определения (зависимого слова) падеж, род, число.

ласковым маем

прилагательное

нашим матерям

местоименное прилагательное

третьего всадника

числительное

грядущему веку

причастие

Управление

существительное косвенного падежа:

Главное слово ставит определение в один из падежей, сохраняющийся за ним при любом склонении главного слова.

урок по расписанию, урока по расписанию

а) с предлогом (неизменным при склонении главного слова)

брат мужа, брата мужа, брату мужа

б) без предлога

притяжательное местоимение:

на его беду, по его беде, за его бедой

а) с предлогом (при склонении главного слова предлог заменяется)

её платье, её платью, её платьем

б) без предлога

Примыкание

журнал «Крокодил», из журнала «Крокодил»

неизменяемое существительное в именительном падеже

Тип связи без внешних проявлений. Определение примыкает к главному слову в единственной существующей для него форме.

коми литература, для литературы коми

неизменяемое прилагательное

ружьё навскидку, с ружьём навскидку

наречие

любитель починять, к любителю починять

инфинитив

Однородные определения как способ всесторонней характеристики признака определяемого слова, интонационные и пунктуационные особенности

В русский язык однородные определения входят как равноправные слова, характеризующие в одинаковой степени определяемое слово.

  1. Могут относиться к одному признаку предмета, что в разговоре передается интонацией перечисления.
  2. Могут передавать градацию признака: близкий, знакомый, любимый.
  3. Если перечисляются разные признаки, однородность соблюдается по общему для всех критерию (воздействию на слушателя, качественному параметру):
  • белое, выцветшее небо пустыни;
  • длинные, прямые, густые волосы.

Пример подготовки к уроку в 6 классе: Закономерности оформления несогласованных определений. Повторение пройденной темы и оценка усвоенных знаний

Урок русского языка. Определение.

Тема: Закономерности оформления несогласованных определений.

Образовательные цели:

  • рассмотреть в роли определений ранее изученные части речи;
  • сформировать понятие согласования определения.

Развивающие цели:

  • установить разницу между согласованным видом определения и несогласованным;
  • стимулировать творческое мышление;
  • развивать аналитические способности, тренировать ассоциативное мышление.

Воспитательные цели:

  • повышать прикладной интерес к родной речи;
  • углублять понимание роли языка в истории русского народа.

Тип урочной работы: углубление фундаментальных знаний курса.

Проверка и оценка степени усвоения предыдущей темы:

  • Правило о косвенном дополнении (2 человека).
  • Упражнение 131 (1 человек устно).

Повторение материала 5 класса из раздела «Определение». Знакомство с темой несогласованных определений и правилами их оформления. Физминутка для тренировки зрения - работа с карточками. Самостоятельная работа в группах

Тема настоящего урока: Закономерности оформления несогласованных определений.

1. Указание цели.

2. Краткий обзор материала 5 класса «Что такое определение в русском языке»:

  • написать на доске словосочетания;
  • отметить орфограммы;
  • указать способ связи;
  • назвать части речи;
  • указать число и падеж зависимых слов;
  • сформулировать выводы в позициях:

а) функции определения;

б) различия по типу связи;

  • нарисовать в тетради схему классификации определений:

3. Самостоятельное чтение теоретического раздела.

4. Занесение темы в тетрадь: «Способы оформления несогласованных определений».

5. Пересказ правила.

6. Снятие зрительного напряжения - показ карточек. Определение в русском языке: вопросы-ориентиры.

Опрос и выполнение упражнений с целью закрепления нового материала. Работа в группах, знакомство с текстами разного уровня сложности

Закрепление нового материала:

  • образование согласованных и несогласованных словосочетаний (устно 4 человека);
  • выписать на доске указанные словосочетания, указав вид определения (1 человек);
  • привести примеры определений с объяснением их роли в разговоре.

Работа по группам:

Тексты для работы
I«Описание школы».
II«В тысячу раз предпочтительней иметь здравый смысл не имея образования чем имея образование быть лишённым здравого смысла». R.G. Ingersoll
IIIШкола, медиц..на, ол..гарх, лид..рство, с..знание, р..ппорт, дж..натан, п..еса, тел..граф, эрудиц..я, бра..ство, просв..щение, ш..колад, впеч..тление, больш..нство, зо..чий, мит..нг, ше(?)ствовать, ч..мпион, к..мфорт.
IV«Наиболее оснащенный кабинет в школе».
V«Во время пробного тестирования Лена пыталась использовать шпаргалку. Преподаватель это заметил и оценил результат её тестирования на двойку. Как объясняться с учителем и нужно ли рассказывать родителям об этом?»
VI«Уяснять роль определения в русском языке вряд ли захочется нерадивому ученику который даже несложный диктант может написать с таким количеством ошибок и исправлений что от красных помет учительской ручки у него запестрит в глазах. Без напряжённого труда мысли без развития навыков посещение занятий окажется бессмысленным».

Раздача текстов. Общее задание - выделить определения. Дополнительные задания

ГруппыТворческое заданиеАналитическое задание
IНаписать от своего лица.Обозначить определения.
IIПереписать высказывание, расставляя запятые.

Подтвердить или опровергнуть мнение автора.

Привести аргументы.

Выделить определения.

IIIВыписать слова в контексте «образование».

Описать эту связь на примере выбранных слов.

Написать словосочетания с этими словами.

Выделить определения.

IVОписать своё впечатление.Вычленить определения.
VУяснить ситуацию.

Описать возможные действия.

Выделить определения.

VIВыполнить пунктуационную проверку.Выписать словосочетания с согласованным определением.

Итоговые понятия: что такое определение в русском языке; приёмы обозначения несогласованных определений. Домашнее задание

  • Усвоить правила обозначения несогласованных определений.
  • Записать 5 фразеологизмов из жизни пернатых.
  • Упражнения на подговку к диктанту.
  • Упражнение по пройденной теме.

Комментарии
спасибо