Что такое определение в русском языке. Виды определений в русском языке
Вопрос, что такое определение в русском языке, рассматривается в разделе синтаксиса. Определение является одним из второстепенных членов, участвующих в предложении; характеризует признак предмета, отвечая на вопросы: чей, который, какой? Определение может быть представлено отдельным словом и речевой конструкцией.
Классификация определений по свойству синтаксической связи. Условие согласования по роду. Определения, согласованные по числу и падежной форме. Используемые части речи
По характеру связи между компонентами словосочетания различают основные виды определений в русском языке: согласованные; несогласованные; дополнительный вид определения - приложение. Согласованные определения выражаются:
- существительным, способным изменяться по числам: судьба-злодейка;
- прилагательным: зелёный мерседес;
- причастием: немеркнущий свет;
- порядковым числительным: первый гонец;
- местоименным прилагательным: мой герой.
Согласованные определения принимают форму падежа и числа слова, признак которого они выражают. В единственном числе согласуются с главным словом и по роду.
Части речи в роли обособленных определений. Варианты обособления относительно главных слов
Обособленное определение в русском языке представлено причастиями и прилагательными. Может обособляться как интонационно, так и пунктуационно в тех случаях, если:
- выражено прилагательным с зависимым словом и стоит в постпозиции;
- является причастным оборотом в постпозиции;
- несколько одиночных определений следуют за главным словом, снабжённым другим препозитивным определением;
- одиночное постпозитивное определение усиливает значение главного слова;
- отдалено от определяемого слова иными членами предложения;
- определение относится к местоимению.
Части речи в роли несогласованных определений. Что такое определение в русском языке, созданное по типу примыкания или управления
Несогласованные определения с главным словом соединяются по типу примыкания или управления при помощи:
- существительного в именительном падеже: на озере Сиваш;
- существительного в одном из косвенных падежей:
- с предлогом: брюки в полоску;
- без предлога: песни моря;
- глагола неопределённой формы (инфинитива): намерение поступить;
- неизменяемого прилагательного: кэш-платёж;
- притяжательного местоимения: их семейка, не его вина, её счастье;
- наречия: мясо по-капитански;
- словосочетаний:
- фразеологизмов: бедный как церковная крыса, он умудрялся выглядеть достойно;
- фразеологически свободных словосочетаний: еще оставалось время подумать и вернуться назад.
Характеристика приложения и его образная сила
Приложение как разновидность определения, выраженного существительным, может состоять с определяемым словом в отношениях «частное - общее» по типу примыкания или согласования. Это удобный и часто используемый приём, потому что такое определение в русском языке наиболее образно передаёт:
- свойство или качество предмета: птица-тройка;
- звание, возраст, профессию человека: сталевар Иванов;
- более точный признак или пояснение: Урал, главный ориентир европейско-азиатской границы, протянулся с севера на юг;
- названия торговых марок, произведений искусств, предприятий: роман «Мёртвые души»;
- географические названия: полуостров Индостан.
Классификация определений по типу связи в словосочетании. Управление, согласование, примыкание
В словосочетании всегда устанавливается один из типов подчинительной связи, таких как:
- согласование определения с главным словом;
- управление определением;
- примыкание определения к главному слову.
Тип связи | Примеры | Определение как часть речи | Характер связи |
Согласование | в городах-героях | существительное | Определяемое (главное) слово устанавливает для своего определения (зависимого слова) падеж, род, число. |
ласковым маем | прилагательное | ||
нашим матерям | местоименное прилагательное | ||
третьего всадника | числительное | ||
грядущему веку | причастие | ||
Управление | существительное косвенного падежа: | Главное слово ставит определение в один из падежей, сохраняющийся за ним при любом склонении главного слова. | |
урок по расписанию, урока по расписанию | а) с предлогом (неизменным при склонении главного слова) | ||
брат мужа, брата мужа, брату мужа | б) без предлога | ||
притяжательное местоимение: | |||
на его беду, по его беде, за его бедой | а) с предлогом (при склонении главного слова предлог заменяется) | ||
её платье, её платью, её платьем | б) без предлога | ||
Примыкание | журнал «Крокодил», из журнала «Крокодил» | неизменяемое существительное в именительном падеже | Тип связи без внешних проявлений. Определение примыкает к главному слову в единственной существующей для него форме. |
коми литература, для литературы коми | неизменяемое прилагательное | ||
ружьё навскидку, с ружьём навскидку | наречие | ||
любитель починять, к любителю починять | инфинитив |
Однородные определения как способ всесторонней характеристики признака определяемого слова, интонационные и пунктуационные особенности
В русский язык однородные определения входят как равноправные слова, характеризующие в одинаковой степени определяемое слово.
- Могут относиться к одному признаку предмета, что в разговоре передается интонацией перечисления.
- Могут передавать градацию признака: близкий, знакомый, любимый.
- Если перечисляются разные признаки, однородность соблюдается по общему для всех критерию (воздействию на слушателя, качественному параметру):
- белое, выцветшее небо пустыни;
- длинные, прямые, густые волосы.
Пример подготовки к уроку в 6 классе: Закономерности оформления несогласованных определений. Повторение пройденной темы и оценка усвоенных знаний
Урок русского языка. Определение.
Тема: Закономерности оформления несогласованных определений.
Образовательные цели:
- рассмотреть в роли определений ранее изученные части речи;
- сформировать понятие согласования определения.
Развивающие цели:
- установить разницу между согласованным видом определения и несогласованным;
- стимулировать творческое мышление;
- развивать аналитические способности, тренировать ассоциативное мышление.
Воспитательные цели:
- повышать прикладной интерес к родной речи;
- углублять понимание роли языка в истории русского народа.
Тип урочной работы: углубление фундаментальных знаний курса.
Проверка и оценка степени усвоения предыдущей темы:
- Правило о косвенном дополнении (2 человека).
- Упражнение 131 (1 человек устно).
Повторение материала 5 класса из раздела «Определение». Знакомство с темой несогласованных определений и правилами их оформления. Физминутка для тренировки зрения - работа с карточками. Самостоятельная работа в группах
Тема настоящего урока: Закономерности оформления несогласованных определений.
1. Указание цели.
2. Краткий обзор материала 5 класса «Что такое определение в русском языке»:
- написать на доске словосочетания;
- отметить орфограммы;
- указать способ связи;
- назвать части речи;
- указать число и падеж зависимых слов;
- сформулировать выводы в позициях:
а) функции определения;
б) различия по типу связи;
- нарисовать в тетради схему классификации определений:
3. Самостоятельное чтение теоретического раздела.
4. Занесение темы в тетрадь: «Способы оформления несогласованных определений».
5. Пересказ правила.
6. Снятие зрительного напряжения - показ карточек. Определение в русском языке: вопросы-ориентиры.
Опрос и выполнение упражнений с целью закрепления нового материала. Работа в группах, знакомство с текстами разного уровня сложности
Закрепление нового материала:
- образование согласованных и несогласованных словосочетаний (устно 4 человека);
- выписать на доске указанные словосочетания, указав вид определения (1 человек);
- привести примеры определений с объяснением их роли в разговоре.
Работа по группам:
I | «Описание школы». |
II | «В тысячу раз предпочтительней иметь здравый смысл не имея образования чем имея образование быть лишённым здравого смысла». R.G. Ingersoll |
III | Школа, медиц..на, ол..гарх, лид..рство, с..знание, р..ппорт, дж..натан, п..еса, тел..граф, эрудиц..я, бра..ство, просв..щение, ш..колад, впеч..тление, больш..нство, зо..чий, мит..нг, ше(?)ствовать, ч..мпион, к..мфорт. |
IV | «Наиболее оснащенный кабинет в школе». |
V | «Во время пробного тестирования Лена пыталась использовать шпаргалку. Преподаватель это заметил и оценил результат её тестирования на двойку. Как объясняться с учителем и нужно ли рассказывать родителям об этом?» |
VI | «Уяснять роль определения в русском языке вряд ли захочется нерадивому ученику который даже несложный диктант может написать с таким количеством ошибок и исправлений что от красных помет учительской ручки у него запестрит в глазах. Без напряжённого труда мысли без развития навыков посещение занятий окажется бессмысленным». |
Раздача текстов. Общее задание - выделить определения. Дополнительные задания
Группы | Творческое задание | Аналитическое задание |
I | Написать от своего лица. | Обозначить определения. |
II | Переписать высказывание, расставляя запятые. | Подтвердить или опровергнуть мнение автора. Привести аргументы. Выделить определения. |
III | Выписать слова в контексте «образование». | Описать эту связь на примере выбранных слов. Написать словосочетания с этими словами. Выделить определения. |
IV | Описать своё впечатление. | Вычленить определения. |
V | Уяснить ситуацию. | Описать возможные действия. Выделить определения. |
VI | Выполнить пунктуационную проверку. | Выписать словосочетания с согласованным определением. |
Итоговые понятия: что такое определение в русском языке; приёмы обозначения несогласованных определений. Домашнее задание
- Усвоить правила обозначения несогласованных определений.
- Записать 5 фразеологизмов из жизни пернатых.
- Упражнения на подговку к диктанту.
- Упражнение по пройденной теме.