Феномен Баадера-Майнхофа. Эффект Баадера-Майнхофа
Внезапная мысль, непонятно откуда взявшаяся, или информация, просто слово или чье-то имя – то, что никоим образом раньше не интересовало, возникает в голове. Человек думает: «А к чему мне это вдруг пришло в голову?» Но очень скоро он вновь сталкивается с той же информацией или явлением, потом снова и снова. Что это – случайность или некий знак? Относительно недавно психологи дали определение: феномен Баадера-Майнхофа.
Подсознательное или случайное?
Если увиденное во сне вдруг воплощается в реальности – это «сон в руку», и в принципе, не вызывает особого удивления. Как ни странно, легче порой поверить в потустороннее, чем в то, что происходит наяву. Безусловно, феномен Баадера-Майнхофа находит своих оппонентов среди ярых реалистов. Объяснение их довольно простое: случайная мысль, зацепившаяся за сознание (а мысли и идеи витают в воздухе, как известно), удивляет человека своей неуместностью или даже отсутствием смысла. После этого он волей-неволей фиксирует свое внимание на всем, что касается данной информации, потому что два или три совпадения – это уже некая последовательность. И подсознание, интуиция или Баадер-Майнхоф здесь ни при чем. Но так ли все элементарно?
Как мозг выделяет информацию
Все разночтения вокруг данного явления основываются на том, что человеческий мозг склонен легче воспринимать готовые установки в отношении любых тенденций, или паттернов (pattern). Любые отклонения настораживают его и заостряют на них внимание. Возникает некое чувство дежавю: ведь совсем недавно я об этом подумал, услышал, представил. И случайные совпадения обретают значимость, даже чрезмерную важность. Одним словом, сознание само «продвигает» случайно полученную информацию. И в то же время сотни и тысячи фрагментов информации, которые не стали паттернами, бесследно проходят мимо нашего сознания, не получая закономерности.
Происхождение названия
Баадер-Майнхоф - это не фамилия профессора психологии, открывшего данный феномен. Более того, это две фамилии двух персонажей, не имеющих никакого отношения к психологической науке. Андреас Баадер и Ульрике Майнхоф –предводители немецкой террористической группировки «Фракция Красной Армии». Такая организация действительно существовала в ФРГ в 70-е годы прошлого столетия. Герои этой истории – потомки нацистов, которые странным образом считали свою террористическую деятельность священной войной с фашизмом. А воплощением фашизма в послевоенном мире члены группировки считали США – с развязыванием бесконечных войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, с попытками диктовать свои условия всему миру. На основе реальных событий был снят остросюжетный экшн-фильм «Комплекс Баадера-Майнхоф».
О фильме и психологическом феномене
Фильм совместного производства Германии, Франции и Чехии появился на большом экране в 2008 году. Он был снят по мотивам романа журналиста из еженедельника «Шпигель» Штефана Ауста. Автор, оказывается, состоял в личном знакомстве с некоторыми деятелями «Фракции Красной Армии». Режиссером и одним из авторов сценария был Ули Эдель.
Фильм «Комплекс Баадера-Майнхоф» был номинирован на премии «Золотой глобус», «Оскар», BAFTA, Deutcher Filmpreise. Правда, дальше номинаций дело не пошло.
Правда и вымысел
Выход фильма стал своего рода катарсисом, очищением. Как признался исполнитель роли главного идеолога движения террора Мориц Бляйбтрой, это была редкая возможность открыто рассказать о трагических событиях своей истории, о которых стыдливо умалчивалось. У продюсера картины Бернда Айхингера нашлось свое объяснение: воплощение такого «звериного» сюжета в жизнь стало возможным именно в стране, пережившей ужасы нацизма, которые пустили глубокие корни в сознании нации. Неважно, как это называется – синдром Баадера-Майнхофа или послевоенный синдром.
В германском обществе фильм вызвал неоднозначную реакцию. Многие современники тех кровавых событий, в том числе родные и потомки жертв террора, узрели искажение фактов и даже оскорбление памяти погибших.
А при чем тут феномен?
Какая же связь между фильмом и самим понятием «феномен Баадера-Майнхофа»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одна из версий такова. В 1986 году (год официального признания феномена) один американец из штата Миннесота прочитал заметку про немецкую террористическую организацию «Красная Армия». И очень скоро он снова наткнулся на другую информацию о той же организации. Любознательный гражданин воспринял это не как совпадение, а как закономерность, едва ли не таинственный знак судьбы, предостережение о чем-то.
Что ищешь, то и найдешь
И все же, по какому принципу человек обращает внимание на некие случайные события и фразы, а массу другой, порой более важной и интересной информации, пропускает мимо? Одним словом, какую психологическую основу имеет феномен Баадера-Майнхофа? Многие склонны придавать этому явлению мистический смысл. В таком случае не нужно ли вспомнить другого немца – Фридриха Ницше, который утверждал: «Если долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя»?..
Теория Юнга
Есть еще одна теория, или попытка понять суть рассматриваемого вопроса. Она основывается на концепции швейцарского психиатра, считающегося одним из создателей так называемой «глубинной психологии», философа Карла-Густава Юнга (1875-1961). Самое короткое объяснение его концепции могло бы звучать так: любые идеи имеют свойство витать в воздухе. По Юнгу, не просто в воздухе, а по поверхностным слоям коллективного сознания. И нет ничего удивительного в том, что идеи могут восприниматься и воспроизводиться одновременно разными людьми. Так может быть объяснено, например, научное открытие, сделанное почти одновременно несколькими людьми, или метафора в литературе и искусстве, воплощенная неоднократно (за исключением случаев прямого плагиата). Концепция Юнга утверждает даже, что между этими людьми и сделанными ими открытиями существует далеко не случайная сильная зависимость. И есть даже величина измерения такой зависимости!
Было бы удивительно, если бы у такой парадоксальной теории, объясняющей эффект Баадера-Майнхофа, не было опровергателей. Наиболее заметная фигура на стороне противников Юнга – социолог Брайанд Таусенд - называет изыскания предшественника «мистическим туманом». Можно соглашаться или спорить с любой точкой зрения. На сегодня ясно одно: никакого точного определения этому феномену не существует ни в научном понимании, ни в обывательском. Но именно своей нерасшифрованностью он заставляет людей вновь и вновь возвращаться к нему. И если кто-то сегодня впервые узнал это странное словосочетание – «феномен Баадера-Майнхофа», можно быть уверенным, что в скором времени он внезапно услышит о нем вновь, и его сознание преподнесет ему новую загадку. Этим и хороша жизнь.