Григорий Мелихов - характеристика и трагедия героя. Образ Григория Мелихова в романе "Тихий Дон"

Михаил Шолохов знал и любил свою малую родину и прекрасно мог ее описать. С этим он и вошел в русскую литературу. Сначала появились "Донские рассказы". На него обратили внимание тогдашние мэтры (никого из них сегодняшний читатель не знает) и сказали: «Красиво! Молодец!» Потом забыли... И вдруг увидел свет первый том произведения, которое чуть ли не ставило автора в один ряд с Гомером, Гете и Львом Толстым. В романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Александрович достоверно отразил судьбу великого народа, бесконечные поиски истины в сумбурные годы гражданской войны и кровавой революции.

Тихий Дон в судьбе писателя

Образ Григория Мелихова пленил всю читающую публику. Молодому таланту развиваться бы и развиваться. Но обстоятельства не способствовали тому, чтобы писатель стал совестью нации и народа. Казачья натура Шолохова не позволила ему рваться в любимцы властителей, но и те не позволили ему стать в русской литературе тем, кем он должен был стать.

Через много лет после Великой Отечественной войны и выхода в свет «Судьбы человека» Михаил Шолохов в своем дневнике делает странную, на первый взгляд, запись: «Всем им понравился мой Человек. Значит, я соврал? Не знаю. Но я знаю то, что недосказал».

Любимый герой

С первых страниц "Тихого Дона" писатель рисует многообразную и широкую реку жизни донской казачьей станицы. И Григорий Мелихов только один из многих интересных персонажей этой книги и к тому же не самый главный, как поначалу кажется. Его умственный кругозор примитивен, как дедовская сабля. У него нет ничего для того, чтобы стать центром большого художественного полотна, кроме своевольного, взрывного характера. Но читатель с первых страниц чувствует любовь писателя к данному персонажу и начинает следить именно за его судьбой. Чем же привлекает нас и Григорий с самых юношеских лет? Наверное, своей биологией, кровью.

Даже читатели-мужчины неравнодушны к нему, словно те женщины из реальной жизни, которые больше жизни любили Григория. А он живет, как Дон. Его внутренняя мужская сила вовлекает всех на свою орбиту. В наше время таких людей называют харизматичными личностями.

Но в мире действуют и другие силы, которые требуют осмысления и анализа. Однако в станице продолжают жить, не подозревая ни о чем, думая, что они от мира ограждены своими мужественными нравственными добродетелями: едят свой (!) хлеб, служат Отчизне так, как наказывали им деды и прадеды. Всем станичникам, в том в числе и Григорию Мелихову, кажется, что более справедливой и устойчивой жизни не существует. Они иногда дерутся между собой, из-за женщин в основном, не подозревая, что выбирают именно женщины, отдавая предпочтение мощной биологии. И это правильно - так распорядилась сама мать-природа, чтобы род людской, и казачий в том числе, не иссякал на Земле.

Война

Но цивилизация породила много несправедливостей, и одна из них – лживая идея, облеченная в правдивые слова. Тихий Дон течет правдиво. И судьба Григория Мелихова, родившегося на его берегах, не предвещала ничего такого, от чего бы стыла в жилах кровь.

Станицу Вешенскую и хуторок Татарский не Санкт-Петербург основал и кормил тоже не он. Но идея того, что сама жизнь едва ли не дарована каждому казаку лично не Богом, да отцом с матерью, а каким-то центром, вломилась в жесткую, но справедливую жизнь казаков словом «война». Нечто подобное сотворилось и на другом крае Европы. Две большие группы людей пошли организованно и цивилизованно друг на друга войной, чтобы заливать землю кровью. А подвигли их ложные идеи, облеченные в слова о любви к Отечеству.

Война без прикрас

Шолохов рисует войну такой, какой она есть, показывая, как она калечит души человеческие. Дома остались печальные матери и молодые жены, а казаки с пиками пошли воевать. Шашка Григория впервые отведала людского мяса, и он в один миг стал совсем другим человеком.

Слушал его умирающий немец, не понимая ни слова по-русски, но понимая то, что свершается вселенское зло – калечится суть образа и подобия Божьего.

Революция

Опять же не в станице, не на хуторе Татарском, а далеко-далеко от берегов Дона начинаются тектонические сдвиги в недрах общества, волны от которых дойдут и до трудолюбивых казаков. Главный герой романа вернулся домой. У него много личных проблем. Он насытился кровью и больше не желает ее проливать. Но жизнь Григория Мелихова, его личность интересует тех, кто собственными руками куска хлеба для своего пропитания за десятилетия не добыл. И приносят в среду казачью некоторые люди ложные идеи, облеченные в правдивые слова о равенстве, братстве и справедливости.

Григорий Мелихов вовлекается в борьбу, которая ему чужда по определению. Кто затеял эту свару, в которой русские возненавидели русских? Главный герой не задается этим вопросом. Его судьба несет по жизни, словно былинку. Григорий Мелихов с удивлением слушает друга своей юности, который стал говорить непонятные слова и смотреть на него с подозрением.

А Дон течет спокойно и величаво. Судьба Григория Мелихова для него только лишь эпизод. Придут новые люди на его берега, придет новая жизнь. О революции писатель почти ничего не говорит, хотя о ней рассуждают все и помногу. Но ничего не запоминается из сказанного ими. Образ Дона затмевает все. И революция тоже лишь эпизод на его берегах.

Трагедия Григория Мелихова

Просто и ясно начал свою жизнь главный герой романа Шолохова. Любил и был любимым. Смутно верил в Бога, не вникая в подробности. Да и в дальнейшем он жил так же просто и ясно, как в детстве. Ни на малый шаг Григорий Мелихов не отступил ни от своей сути, ни от той правды, которую он впитал в себя вместе с водой, которую черпал из Дона. И даже шашка его не впивалась в тела людские с наслаждением, хотя он имел к смертоубийствам врожденные способности. Трагедия как раз и была в том, что Григорий остался атомом общества, который можно чуждой ему волей или расщепить на составные части, или соединить с другими атомами. Он этого не понимал и стремился к тому, чтобы оставаться свободным, похожим на величественный Дон. На последних страницах романа мы видим его успокоенным, надежда на счастье теплится в его душе. Сомнительная точка романа. Обретет ли главный герой то, о чем мечтает?

Конец казачьего уклада жизни

Художник может не понимать ничего из того, что происходит вокруг него, но он обязан чувствовать жизнь. И Михаил Шолохов ее чувствовал. Тектонические сдвиги мировой истории уничтожили милый ему казачий уклад жизни, извратили души казаков, превратив их в бессмысленные "атомы", которые стали пригодны для строительства чего угодно и кому угодно, но только не самим казакам.

Дидактической политики во 2, 3, и 4 томах романа множество, но, описывая путь Григория Мелихова, художник невольно возвращался к правде жизни. И ложные идеи отступали на второй план и растворялись в дымке столетних перспектив. Торжествующие нотки завершающей части романа заглушает тоска читателя по ушедшей той жизни, которая с такой неимоверной художественной силой нарисована писателем в 1 томе «Тихого Дона».

Первый как основа

Свой Роман Шолохов начинает описанием появления ребенка, который основал род Мелиховых, и заканчивает описанием ребенка, который должен род этот продлить. «Тихий Дон» можно назвать великим произведением русской литературы. Это произведение не только противостоит всему, что позднее было написано Шолоховым, но является отражением того стержня казачьего народа, который дает надежду самому писателю на то, что бытие казаков на Земле не закончилось.

Две войны и революция – это всего лишь эпизоды в жизни народа, который себя осознает донскими казаками. Он еще проснется и явит миру свою прекрасную мелиховскую душу.

Жизнь казачьего рода бессмертна

Главный герой шолоховского романа вошел в самую сердцевину мироощущения русского народа. Григорий Мелихов (образ его) перестал быть нарицательным персонажем еще в 30-ые годы ХХ столетия. Нельзя сказать, что писатель наделил героя типичными чертами козака. Как раз типичного в Григории Мелихове мало. И красоты особой в нем нет. Он красив своей мощью, жизненной силой, которая способна превозмочь все наносное, что приходит на берега вольного тихого Дона.

Это образ надежды и веры в высший смысл человеческого бытия, который всегда является основой всего. Странным образом канули в лету те идеи, которые растерзали станицу Вешенскую, стерли с земли хуторок Татарский, а роман "Тихий Дон", судьба Григория Мелихова остались в нашем сознании. Это и доказывает бессмертие казачьей крови и рода.

Комментарии
Григорий МЕЛЕХОВ всегда был.