Самая высокая скульптура в России. Знаменитые скульптуры России. Фото

Самая высокая скульптура в России является центром масштабной архитектурной композиции, посвященной героям-воинам битвы за Сталинград. Это монумент «Родина-мать зовет», возведенный на Мамаевом кургане близ Волгограда.

Основные параметры скульптуры

Самая высокая скульптура в России представляет собой фигуру женщины, которая стремительно идет вперед и зовет за собой всех своих сыновей. Высота статуи, стоящей на шестнадцатиметровом фундаменте, - пятьдесят два метра. В правой руке женщина-мать держит меч.

Его длина составляет тридцать три метра. При этом вес меча - четырнадцать тонн. Общая высота скульптуры равна восьмидесяти пяти метрам.

Такие параметры свидетельствуют об уникальности и масштабах главного монумента комплекса. Общий вес статуи - восемь тысяч тонн.

Команда, участвовавшая в создании проекта

Фигура женщины является современной интерпретацией образа богини победы - античной Ники. Она призывает своих дочерей и сыновей не только дать решительный отпор врагу, но и перейти в наступление.

Строительство мемориального комплекса имело огромное значение для всей страны. Правительство не ограничивало задействованные в работе лучшие творческие силы ни в материалах, ни в средствах. Руководитель проекта и главный скульптор - Евгений Викторович Вучетич. Его помощниками были архитекторы Демин и Белопольский. В проекте также принимали участие скульпторы Новиков, Матросов и Тюренков. Всем им по окончании строительства была вручена Ленинская премия. Вучетич, кроме того, стал Героем Социалистического труда. Ему вручили Золотую Звезду.

Инженерной группой, которая работала при строительстве монумента, руководил И.В. Никитин. Впоследствии он создал Останкинскую башню. Проект имел и своего военного консультанта. Им стал маршал В.И. Чуйков. Во время войны этот военачальник командовал армией, которая отстояла Мамаев курган. Позже его удостоили чести быть захороненным на мемориале рядом с погибшими бойцами.

Строительство

Монумент «Родина-мать зовет» был возведен 15.10.1967 г. При этом строительство длилось с мая 1959 г. На тот момент это была самая высокая скульптура в мире, поэтому сведения о ней занесены в Книгу рекордов Гиннеса.

Сделан монумент из предварительно напряженных железобетонных блоков. Для их изготовления понадобилось две тысячи четыреста тонн металлических конструкций. Бетона при этом использовано пять тысяч пятьсот тонн. И это без того основания, на котором установлена статуя.

Самая высокая скульптура в России стоит на плите, высота которой составляет всего два метра. Это основание, в свою очередь, покоится на фундаменте, скрытом под землей.

Толщина стен скульптуры, выполненных из железобетона, сравнительно небольшая. Она составляет двадцать пять-тридцать сантиметров. Жесткость огромнейшего каркаса обеспечивается девяноста девятью натянутыми металлическими тросами. Находятся они внутри скульптуры.

Реставрационные работы

В первоначальном варианте меч, который держит статуя, был выполнен из нержавеющей стали. Снаружи его обшили титановыми листами. Однако при сильном ветре меч раскачивался. Стальные листы гремели. И поэтому в 1972 г. была произведена замена лезвия на выполненное целиком из фторированной стали. В этот же период избавились и от проблем с ветрами, разместив сверху меча жалюзи.

Самая высокая скульптура в России, которая является главным монументом памятника-ансамбля в Волгограде, за всю историю своего существования реставрировалась два раза. Впервые это произошло в 1972 г. Тогда заменили лезвие меча. В 1986 г. было отреставрировано гидрофобное покрытие статуи.

Значимость скульптуры

Монумент «Родина-мать зовет» Е.В. Вучетича имеет удивительное свойство. На каждого зрителя он производит определенное психологическое воздействие. Как автор добился этого, каждый из нас может только догадываться. Те критические замечания, которые звучали в адрес творения (в них оно сравнивалось с Марсельезой на парижской триумфальной арке), феномен этот не объясняют. Скульптор лично пережил самую жестокую в человеческой истории войну. Его работа стала данью памяти всем павшим и вечным напоминанием живым. Именно великое мастерство скульптора и позволило создать этот величественный памятник.

История монументального искусства

Весь период существования нашей страны богат различными событиями. Их отражают монументальные скульптуры России. Многие из них были задуманы и поставлены, разрушены и вновь возрождены. Все существующие монументы являются огромным культурным пластом страны.

Интересна скульптура классицизма в России. Этот стиль европейского искусства главенствовал в 17-19 веках. Тем скульптурам, которые были созданы в указанный период, свойственны гармоничность и ясность образов, строгая организованность, а также уравновешенность.

Так, город Екатеринослав в 1846 г. украсил монумент, изображавший императрицу Екатерину II. Исполненный в период с 1782 по 1788 г. в Германии, он долгое время находился в фамильных владениях Гончаровых.

Весьма интересной является история памятников Петербурга периодов классицизма. Например, колоссальный портретный бюст Александра I был смоделирован И.П. Мартосом и высечен из мрамора Б.И. Орловским. В 1822 г. этот бюст стал одним из первых императорских монументов в интерьере Биржи, расположенной на Васильевском острове. Стоит сказать, что Мартос обрел подлинную славу благодаря созданному им памятнику, установленному в Москве. Это монументальная скульптура Минину и Пожарскому (1818 г.). В ней нашел свое отражение тот пафос, который был характерен для российского народа в период нашествия Наполеона.

По сей день Петербург украшает памятник И.А. Крылову, который появился в 1855 г. Наиболее совершенное выражение стиль классицизма нашел в другой монументальной работе. Ею стал памятник Суворову скульптора М. Козловского. Полководца автор изобразил со щитом и мечом в руках. При этом фигура Суворова застыла в порывистом движении. Вся скульптура призвана синтезировать идею триумфа и гражданства. Монумент, установленный на Суворовской площади, является одним из самых популярных.

Скульптура серебряного века в России создавалась молодым поколением мастеров. Они перестали придерживаться классицизма и искали новые формы изображений своих героев. Монументальность скульптур этого периода стала менее значительной. Самой видной работой в этот период является памятник поэту Пушкину, который был воздвигнут в г. Пушкин. Среди значительных монументальных скульптур серебряного века - памятник Александру III. Скульптор П. Трубецкой, создавший его, сумел воплотить образ царя в необычайно выразительной и острой форме.

Советский период

С приходом к власти большевиков к скульптурам стали предъявляться особые требования. Прежде всего, они должны были быть народными. В связи с этим образами для создания скульптур становились труженики деревни и города, военнослужащие и представители советской интеллигенции. Памятник должен был обладать идейным смыслом и показывать мирную жизнь народа, а также его героические поступки. Немаловажным в скульптурах являлся и фактор конкретности. Изображение должно было указывать на процесс в историческом развитии, который соответствовал материалистическому пониманию истории.

Наиболее значимые монументы советской эпохи

Какая самая высокая скульптура России после статуи «Родина-мать зовет»? Это мемориал, возведенный в Мурманске. Посвящен он защитникам Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Открыл мемориал в 1974 г. Его авторами являются скульптор Бродский и архитектор Покровский. Высота самой скульптуры мемориала - 35,5 метра. Памятник с постаментом возвышается на 45,5 м.

Третье место в списке наиболее высоких статуй принадлежит памятнику Ленину, установленному в Волгограде. Его высота с постаментом составляет 57 м.

Известен на весь мир и памятник «Рабочий и колхозница». Эта скульптура стала символом советской эпохи. Автором двадцатипятиметровой композиции является Вера Мухина.

Комментарии