Самая высокая скульптура в России. Знаменитые скульптуры России. Фото
Самая высокая скульптура в России является центром масштабной архитектурной композиции, посвященной героям-воинам битвы за Сталинград. Это монумент «Родина-мать зовет», возведенный на Мамаевом кургане близ Волгограда.
Основные параметры скульптуры
Самая высокая скульптура в России представляет собой фигуру женщины, которая стремительно идет вперед и зовет за собой всех своих сыновей. Высота статуи, стоящей на шестнадцатиметровом фундаменте, - пятьдесят два метра. В правой руке женщина-мать держит меч.
Такие параметры свидетельствуют об уникальности и масштабах главного монумента комплекса. Общий вес статуи - восемь тысяч тонн.
Команда, участвовавшая в создании проекта
Фигура женщины является современной интерпретацией образа богини победы - античной Ники. Она призывает своих дочерей и сыновей не только дать решительный отпор врагу, но и перейти в наступление.
Инженерной группой, которая работала при строительстве монумента, руководил И.В. Никитин. Впоследствии он создал Останкинскую башню. Проект имел и своего военного консультанта. Им стал маршал В.И. Чуйков. Во время войны этот военачальник командовал армией, которая отстояла Мамаев курган. Позже его удостоили чести быть захороненным на мемориале рядом с погибшими бойцами.
Строительство
Монумент «Родина-мать зовет» был возведен 15.10.1967 г. При этом строительство длилось с мая 1959 г. На тот момент это была самая высокая скульптура в мире, поэтому сведения о ней занесены в Книгу рекордов Гиннеса.
Сделан монумент из предварительно напряженных железобетонных блоков. Для их изготовления понадобилось две тысячи четыреста тонн металлических конструкций. Бетона при этом использовано пять тысяч пятьсот тонн. И это без того основания, на котором установлена статуя.
Толщина стен скульптуры, выполненных из железобетона, сравнительно небольшая. Она составляет двадцать пять-тридцать сантиметров. Жесткость огромнейшего каркаса обеспечивается девяноста девятью натянутыми металлическими тросами. Находятся они внутри скульптуры.
Реставрационные работы
В первоначальном варианте меч, который держит статуя, был выполнен из нержавеющей стали. Снаружи его обшили титановыми листами. Однако при сильном ветре меч раскачивался. Стальные листы гремели. И поэтому в 1972 г. была произведена замена лезвия на выполненное целиком из фторированной стали. В этот же период избавились и от проблем с ветрами, разместив сверху меча жалюзи.
Самая высокая скульптура в России, которая является главным монументом памятника-ансамбля в Волгограде, за всю историю своего существования реставрировалась два раза. Впервые это произошло в 1972 г. Тогда заменили лезвие меча. В 1986 г. было отреставрировано гидрофобное покрытие статуи.
Значимость скульптуры
Монумент «Родина-мать зовет» Е.В. Вучетича имеет удивительное свойство. На каждого зрителя он производит определенное психологическое воздействие. Как автор добился этого, каждый из нас может только догадываться. Те критические замечания, которые звучали в адрес творения (в них оно сравнивалось с Марсельезой на парижской триумфальной арке), феномен этот не объясняют. Скульптор лично пережил самую жестокую в человеческой истории войну. Его работа стала данью памяти всем павшим и вечным напоминанием живым. Именно великое мастерство скульптора и позволило создать этот величественный памятник.
История монументального искусства
Весь период существования нашей страны богат различными событиями. Их отражают монументальные скульптуры России. Многие из них были задуманы и поставлены, разрушены и вновь возрождены. Все существующие монументы являются огромным культурным пластом страны.
Интересна скульптура классицизма в России. Этот стиль европейского искусства главенствовал в 17-19 веках. Тем скульптурам, которые были созданы в указанный период, свойственны гармоничность и ясность образов, строгая организованность, а также уравновешенность.
Так, город Екатеринослав в 1846 г. украсил монумент, изображавший императрицу Екатерину II. Исполненный в период с 1782 по 1788 г. в Германии, он долгое время находился в фамильных владениях Гончаровых.
Весьма интересной является история памятников Петербурга периодов классицизма. Например, колоссальный портретный бюст Александра I был смоделирован И.П. Мартосом и высечен из мрамора Б.И. Орловским. В 1822 г. этот бюст стал одним из первых императорских монументов в интерьере Биржи, расположенной на Васильевском острове. Стоит сказать, что Мартос обрел подлинную славу благодаря созданному им памятнику, установленному в Москве. Это монументальная скульптура Минину и Пожарскому (1818 г.). В ней нашел свое отражение тот пафос, который был характерен для российского народа в период нашествия Наполеона.
По сей день Петербург украшает памятник И.А. Крылову, который появился в 1855 г. Наиболее совершенное выражение стиль классицизма нашел в другой монументальной работе. Ею стал памятник Суворову скульптора М. Козловского. Полководца автор изобразил со щитом и мечом в руках. При этом фигура Суворова застыла в порывистом движении. Вся скульптура призвана синтезировать идею триумфа и гражданства. Монумент, установленный на Суворовской площади, является одним из самых популярных.
Скульптура серебряного века в России создавалась молодым поколением мастеров. Они перестали придерживаться классицизма и искали новые формы изображений своих героев. Монументальность скульптур этого периода стала менее значительной. Самой видной работой в этот период является памятник поэту Пушкину, который был воздвигнут в г. Пушкин. Среди значительных монументальных скульптур серебряного века - памятник Александру III. Скульптор П. Трубецкой, создавший его, сумел воплотить образ царя в необычайно выразительной и острой форме.
Советский период
С приходом к власти большевиков к скульптурам стали предъявляться особые требования. Прежде всего, они должны были быть народными. В связи с этим образами для создания скульптур становились труженики деревни и города, военнослужащие и представители советской интеллигенции. Памятник должен был обладать идейным смыслом и показывать мирную жизнь народа, а также его героические поступки. Немаловажным в скульптурах являлся и фактор конкретности. Изображение должно было указывать на процесс в историческом развитии, который соответствовал материалистическому пониманию истории.
Наиболее значимые монументы советской эпохи
Какая самая высокая скульптура России после статуи «Родина-мать зовет»? Это мемориал, возведенный в Мурманске. Посвящен он защитникам Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Открыл мемориал в 1974 г. Его авторами являются скульптор Бродский и архитектор Покровский. Высота самой скульптуры мемориала - 35,5 метра. Памятник с постаментом возвышается на 45,5 м.
Третье место в списке наиболее высоких статуй принадлежит памятнику Ленину, установленному в Волгограде. Его высота с постаментом составляет 57 м.
Известен на весь мир и памятник «Рабочий и колхозница». Эта скульптура стала символом советской эпохи. Автором двадцатипятиметровой композиции является Вера Мухина.