Государственные банки России как гарант стабильной экономики страны
Банковская система России неоднородна: в ней присутствуют крупные и малые игроки, а также учреждения, в которых разнится важнейший показатель – доля государства. Какова специфика работы кредитных организаций, где преобладающий объем активов принадлежит власти?
Что такое государственный банк?
Кредитные учреждения, которые находятся в собственности органов власти (на основе принадлежности контрольного пакета акций) и управляются ими, относятся к государственным банкам. Главная функция таких организаций – кредитование значимых с точки зрения национальной политики субъектов хозяйствования, а также связанные с этим инвестиционные и расчетные операции. Как правило, государственные банки России обслуживают ключевые, стратегически значимые отрасли экономики, которые влияют на положение страны на международной бизнес-арене, и работа с которыми затруднительна для кредитных учреждений с частным капиталом.
Правительство, владея собственными финансовыми организациями, ведет внешнюю торговлю, регулирует важнейшие внутренние отрасли (такие как, например, сельское хозяйство), проводит политику в регионах страны, управляет вложениями в общенациональные проекты. Есть, таким образом, ряд четких критериев, позволяющих определить, какие банки – государственные. В России такие учреждения играют ключевую роль в национальной финансовой политике.
Центральные банки. Кто владеет ЦБ России?
Центральный банк (Банк России) – подвид государственного кредитного учреждения. Его функции – макроэкономическое регулирование национальной экономики, контроль над работой финансовых организаций с частным капиталом, участие в международных денежно-кредитных процессах, содействие реализации стратегических программ развития страны. ЦБ управляет стратегическими золотовалютными резервами государства. Правовой статус Центробанка России, как полагают эксперты, весьма неоднозначен. С одной стороны, уставной капитал ЦБ нашей страны является собственностью федерации.
Вместе с тем учреждение отвечает по обязательствам государства (но не наоборот), ведет деятельность за счет собственных доходов. Получается, что с точки зрения закона ЦБ России независим от правительства страны. Не совсем верным будет утверждать, что Банк России – орган государственной власти. Если придерживаться этой точки зрения, то государство имеет далеко не абсолютный объем полномочий по использованию активов Центробанка в виде золотовалютных резервов. И если, к примеру, таковые намерения правительство изъявит, то ЦБ вправе обратиться в международные судебные инстанции.
ЦБ: активы за границей
Центробанк владеет так называемыми росзагранбанками - кредитными учреждениями, ведущими деятельность за рубежом. В числе таковых – "Московский народный банк" (расположен в Лондоне), "Ост-Вест Хандельсбанк" (Франкфурт-на-Майне), "Евробанк" (Париж). Банки России с государственным участием, таким образом, есть в самых развитых странах Европы.
Роль финансовых организаций данного типа состоит в совершенствовании механизма расчетных и кредитных операций с иностранными субъектами. Росзагранбанки способны привлекать для нужд государства инвестиции, что идет на пользу экономике страны. Как правило, прибыльность таких учреждений (и размер платежей с налогов в бюджет) выше, чем у коммерческих банков.
Крупнейшие госбанки страны
Сбербанк России (СБ РФ) – крупнейшее по активам кредитное учреждение с государственным участием. Порядка 60% акций этой финансовой организации принадлежит властям, 40% - в публичном обороте. Данный государственный банк России учрежден еще при советской власти, но показатель частной доли во владении – один из самых высоких на рынке.
К примеру, активами Россельхозбанка на 100% владеет Росимущество (один из главных органов власти в структуре активов банков). Еще один пример крупной кредитной госорганизации – Банк ВТБ. Росимущество владеет чуть более чем 75% акций данного учреждения. Довольно большая доля, которая принадлежит власти, присутствует также и в Газпромбанке.
Особый статус Внешэкономбанка
Внешэкономбанк (ВЭБ) – кредитное учреждение, которое занимает специфическое положение в банковской системе нашей страны. Дело в том, что свою деятельность оно ведет без лицензии и не подлежит надзору, в то время как другие государственные банки России имеют дело с данными явлениями. Внешэкономбанку более 90 лет, и с точки зрения закона он являет собой государственную корпорацию. В практике деятельности данного учреждения допустимы долговые обязательства. Рассматриваются варианты взаимодействия Внешэкономбанка и другого кредитного госучреждения – Росэксимбанка (созданного для поддержки экспорта). Если это получится, то в руках властей появится инструмент поддержки внешней торговли при помощи предоставления частичных гарантий. Однако определенной помехой, как полагают некоторые эксперты, для подобного рода работы могут стать старые долги ВЭБ.
Эксперты: госбанки должны быть разноуровневыми
Специалисты банковского рынка отмечают, что развитие банковской системы страны должно иметь четкие принципы. Одним из таковых эксперты видят систему субординации между кредитными учреждениями разных уровней. К банкам, которые должны стоять на верхней позиции, предлагается отнести Россельхозбанк, а также РБР и ВБРР. Их деятельность может быть связана с финансовым обеспечением инвестиционной политики страны, развитием аграрного сектора.
На «втором уровне» – Сбербанк, ВТБ, Росэксимбанк и ВЭБ. В частности, функции СБ РФ, полагают эксперты, следует сконцентрировать вокруг задач, связанных со сбережением вкладов, и не допускать расширения в сегментах торговли. Государственные банки России «третьего уровня» по задумке экспертов должны быть универсальными: давать кредиты, участвовать в проведении платежей и т. д. Вхождение банков данной категории в первые две, по мнению финансистов, должно иметь стойкие барьеры.
Эффективность государственных банков
В последние годы активно проводятся исследования, связанные с развитием российской банковской системы. В рамках одного из них выявлялась эффективность банков, в том числе и государственных. В исследовании были изучены также и организации с иностранным участием. Кредитные учреждения, по итогам работы экспертов, были распределены по пяти группам: государственные банки с учетом СБ РФ, госбанки, не имеющие отношения к СБ РФ, частные банки с центральным офисом в Москве либо в Санкт-Петербурге, частные банки в регионах, а также дочерние банки зарубежных финансовых организаций.
Выяснилось, что самые эффективные – это включенные в группы с СБ РФ государственные банки России. Перечень из множества критериев, включенных в исследование, подтвердил это. Ближайшими их преследователями по шкале качества работы оказались частные банки из Москвы. Однако эффективность СБ РФ оказалась несколько ниже, чем в среднем по группе из десяти самых больших банков по величине активов (но все равно выше, чем в среднем по вышеназванным пяти группам учреждений).
Надежность госбанков
Многие финансисты (и обыватели) считают, что государственные банки России более надежны, чем частные. Это, как показывает практика работы кредитных учреждений, в целом соответствует действительности. Эксперты полагают, что этому есть ряд вполне логичных объяснений. Во-первых, госбанки за счет большего исторического опыта обладают обширным инструментарием для региональной экспансии и завоевания клиентского доверия. Во-вторых, считают финансисты, государство часто спонсирует проекты, не слишком сильно углубляясь в анализ рентабельности, что совершенно не свойственно частным кредитным учреждениям. В-третьих, госбанки позволяют себе нанимать людей на более низкий уровень зарплаты, что в целом повышает операционную эффективность организаций и конкурентоспособность в сравнении с частными банками.
Перспективы госбанков
Среди некоторых экспертов финансового рынка популярен тезис, что доля государственного участия в банках будет постепенно сокращаться. Однако вместо того, чтобы владеть активами учреждений, власти будут стремиться внедрять нужных людей в органы управления. Есть и противоположное мнение, согласно которому сокращение доли государства в банковской системе имеет не самые выраженные перспективы: дело в специфике нормативно-правовой базы. Согласно второй точке зрения, преобразования, если и будут реализовываться, на деле отразят лишь формальную передачу долей (либо обмен функциями) между различными госструктурами. В числе других нюансов, определяющих перспективы кредитных учреждений с государственным участием – доля ЦБ в управлении коммерческими банками.
Существует мнение о необходимости вывода Центробанка из капиталов частных финансовых организаций, так как положение ЦБ в качестве собственника противоречит возложенной на него задаче по надзору и работе в интересах экономики всей страны. Год, в котором с определенной вероятностью могут подвергаться реформированию государственные банки России - 2014, список возможных преобразований, скорее всего, будет публиковаться на страницах бюллетеней ЦБ или профильных СМИ.