Сколько в Москве станций метро? Строящиеся станции метро в Москве
Мир Московского метрополитена уникален, динамичен, ярок и выразителен. И для москвичей, и для гостей столицы это нечто гораздо большее, чем часть городской транспортной инфраструктуры. Московское метро, безусловно, имеет некое эстетическое и духовное измерение. Впрочем, для большинства его пользователей оно давно стало привычным. Им некогда задумываться ни над отвлечёнными вопросами, ни даже о том, сколько в Москве станций метро. Их просто много.
Как всё начиналось
Скоро исполнится восемьдесят лет с тех пор, как в московском подземелье поезда метрополитена перевозят пассажиров. Это если исчислять дату от момента пуска в эксплуатацию первой линии метро. Первые пассажиры проехали по Сокольнической в 1935 году. Она соединила центр города с районом Сокольники на северо-восточной окраине столицы. Но строиться метро начало значительно раньше. Этот процесс не прекращался даже во время Великой Отечественной войны. Строится оно и по сей день. Именно поэтому не так-то просто ответить на несложный на первый взгляд вопрос о том, сколько в Москве станций метро. Их количество неуклонно увеличивается. По мере возведения новых районов на периферии и реконструкции исторического центра города вместе с растущими кварталами появляются и новые станции метро.
Недостатки радиально-кольцевой схемы
Планы развития столичного метрополитена за почти восемьдесят лет его существования менялись неоднократно. Принятая к исполнению в сороковые годы радиально-кольцевая система до определённого момента хорошо обеспечивала работу транспорта. Долгое время она казалась почти идеальной. Но недостатки её всё более резко проявлялись по мере развития мегаполиса. Главный из них заключался в том, что основной пассажиропоток из густонаселённых периферийных районов направлялся к центру, в сторону Кольцевой линии. В большинстве случаев добраться до нужной станции можно было только с двумя пересадками. Самые глубокие станции метро в Москве находились в историческом центре города, а это обстоятельство никак не облегчало проектирование и строительство больших пересадочных узлов.
Изменение общей концепции
После тщательного анализа сложившейся ситуации общий подход в направлении развития схемы метрополитена был изменён в направлении строительства хордовых линий, напрямую соединяющих московские районы. Это позволяло создавать пересадочные станции на удалении от Садового кольца и не перегружать транзитным потоком пассажиров Кольцевую линию. Центральная часть города уже достаточно обеспечена транспортной инфраструктурой. Наиболее активное строительство сегодня ведётся в окраинных районах, там же и должны появиться новые станции метро в Москве. Карта города уже во многих направлениях пересекла Кольцевую автодорогу, когда-то обозначавшую его границу. Метро не должно надолго отставать от освоения мегаполисом новых территорий.
Сколько в Москве станций метро?
Ответ на этот вопрос имеет смысл только в привязке к конкретной календарной дате. На 22 мая 2014 года Московский метрополитен располагает двенадцатью действующими линиями, на которых расположены 194 станции. Не следует сомневаться в том, что количество и тех, и других в ближайшем будущем увеличится. Строящиеся станции метро в Москве в настоящее время имеются как в центральной части города на уже действующих участках, так и на радиальных продолжениях в направлении окраинных районов. Прокладка линий метро в нескольких местах продолжается за пределы Кольцевой автомобильной дороги в направлении области.
Об архитектуре московского метро
Архитектурное решение и художественное оформление многих станций Московского метрополитена делает их безусловной частью национального культурного наследия. В московском метро много удивительных шедевров. По выразительности визуальных образов оно не имеет себе равных в мире. Конечно, такое заявление субъективно. Но об этом свидетельствуют те, кому довелось побывать во множестве крупных городов мира. Этим людям есть с чем сравнивать свои впечатления. Им можно верить. Но архитектура московского метро переживала как взлёты, так и падения, и далеко не все его станции относятся к шедеврам.
Попытка сэкономить
Открытые станции метро в Москве, расположенные на Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Филёвской линиях, производят весьма убогое впечатление. Дело тут в том, что строились они в так называемый период борьбы с архитектурными излишествами. Постановление партии и правительства в хрущёвский период истории было направлено на экономию финансовых средств и позволяло быстро строить и вводить в эксплуатацию новые линии метро. Но архитектура в них практически отсутствует, если не принимать за неё голый функционализм. Многое в это время строилось по типовым проектам. Первая станция метро в Москве такого типа (речь идёт о "Первомайской" Арбатско-Покровской линии) имела множество колонн по всему залу. За это она получила меткое прозвище - "сороконожка". Действие постановления об излишествах было преодолено только в середине семидесятых годов, когда строящиеся станции метро в Москве вновь обрели своё лицо. Но вернемся в наше время.
Строящиеся станции метро в Москве
Какие станции метро в столице появятся в ближайшее время? Утверждены и активно реализуются планы развития метрополитена на период до 2020 года. Появления новых станций следует ожидать как в центральной части города, так и на продолжении радиальных направлений к периферии. Уже к концу этого года должны вступить в строй действующих шесть новых станций в северном направлении Люблинско-Дмитровской линии. Речь идёт о Бутырской, Фонвизинской, Петровско-Разумовской, Окружной, Верхних Лихоборах и Селигерской станциях. В 2017 году вступит в эксплуатацию участок Солнцевской линии между станциями "Парк Победы" и "Раменки" с промежуточными станциями "Ломоносовский проспект" и "Минская". А в 2019 году можно будет проехать по Калининской линии с "Третьяковской" до "Делового центра" через станции "Волхонка", "Плющиха" и "Кутузовский проспект".
Солнцевская и Калининская линии в перспективе должны соединиться в одну. Старейшая в Московском метро Сокольническая будет продолжена до "Саларьево", а Таганский радиус - до станции "Котельники". Всего с учётом пуска в эксплуатацию линий так называемого лёгкого метро в направлении подмосковных городов до 2020 года в Москве должно появиться 79 новых станций. В последующие годы планируется продление Солнцевского радиуса в направлении на Новопеределкино, а Рижского - в сторону Челобитьево. Какие станции метро в Москве появятся после 2020 года, нам пока неизвестно.
Линии третьего пересадочного контура
С целью разгрузки центра города уже ведется деятельность по разработке и строительству четырёх хордовых линий, идущих по окраинным районам и составляющих единый замкнутый контур. Близок к завершению первый хордовый участок между станциями "Нижняя Масловка" и "Деловой центр". Он должен быть запущен в эксплуатацию в последнем квартале 2015 года. Четыре линии третьего пересадочного контура подразумевают организацию движения по маршрутному принципу. В случае если будет признано целесообразным один из маршрутов сделать кольцевым, в московском метро будет функционировать вторая кольцевая линия.
Лёгкое метро
Ответ на вопрос о том, сколько в Москве станций метро, ещё более усложнится после вступлений в действие линий лёгкого метро, идущих в направлении крупнейших подмосковных городов, таких как Химки, Подольск, Долгопрудный, Реутов и Мытищи. Не вполне понятно, следует ли относить станции этой автономной транспортной системы к Московскому метрополитену. Лёгкое метро подразумевает организацию движения по уже существующим пригородным железнодорожным трасам или, если это технически не представляется возможным, прокладку новых линий параллельно железнодорожным. В любом случае эти трасы пройдут по зонам отчуждения железной дороги.
От пригородной электрички лёгкое метро будет отличаться только минимальным интервалом в отправлении поездов и переоборудованием подвижного состава в формат, соответствующий принятому в системе метрополитена. Поезда будут прибывать на железнодорожные станции и вокзалы столицы. Вся система лёгкого метро не будет интегрирована в общую схему Московского метрополитена, что является безусловным минусом. Но подобного рода техническое решение экономит значительные материальные средства и позволяет за короткий промежуток времени обеспечить надёжное транспортное сообщение с крупными подмосковными городами, жители которых ездят на работу в столицу.