Анимизм - это... Когда и почему возник анимизм

В мире существует много различных религий и верований. Одни из них понятны большинству людей, некоторые же так и остаются для многих малопонятными и закрытыми. В данной статье хочется рассказать о том, зачем, когда и почему возник анимизм, а также что это по своей сути такое.

Обозначение понятия

Начинать разбираться в любой теме необходимо с обозначения ее понятий. Ведь часто бывает достаточно просто узнать значение главного слова, чтобы понять, о чем будет идти речь. Так, в данном варианте подобным термином является такое понятие, как «анимизм». В переводе с латинского языка оно звучит как "animus", что означает "дух, душа". Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм – это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ.

Основное в теории Тейлора

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин "анимизм" термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы – все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм – веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм – это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм – это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

О духах

Зная, что анимизм – это вера в духов, стоит более подробно рассмотреть, что же об этом говорил сам Тейлор. Так, он считал, что данное верование в большей мере основывается на тех ощущениях, которые человек испытывает во время сна или особого транса. Сегодня это можно сравнить с теми ощущениями, которые присущи человеку, например, на смертном одре. Сам же человек существует в двух различных по своей природе единицах: это тело, материальная часть, и душа, нематериальная. Вот именно душа может покидать оболочку тела, переходить из одного состояния в иное, переселяться, т. е. существовать после смерти своего тела. Согласно теории Тейлора об анимизме, душа может гораздо больше, нежели просто отправиться в страну мертвых или загробный мир. При желании она может управлять живыми родственниками, связываться с ними через определенных личностей (например, шаманов) дабы передать послания, участвовать в различных праздниках, посвященных мертвым предкам и так далее.

Фетишизм

Стоит также сказать, что фетишизм, тотемизм, анимизм – это схожие по своей природе религии, которые порой возникали друг из друга. Так, часто анимизм мог перетекать в фетишизм. Что это значит? Древние люди также верили в то, что дух не обязательно должен вселяться после смерти тела в такое же тело, он мог перейти в любой окружающий предмет. Фетишизм по своей сути – вера в силу окружающих предметов (всех или определенных, например, статуй), наделенных душой. Очень часто фетишизм перетекал из общего верования в то, что все окружающее одушевлено, в более узкое направление. Примером могут быть святыни предков африканских племен или родовые дощечки китайцев, которым длительное время поклонялись, веря в их силу и могущество. Очень часто фетишами пользовались и шаманы, выбирая для этого особый предмет. Считалось, что туда вселяется душа шамана, когда тот предоставляет свое тело для общения с духами умерших.

Многодушие

Уже узнав, что анимизм – это верования в духов, стоит также сказать, что некие племена верили еще и в то, что у человека может быть несколько душ, которые имеют разные предназначения и обитают в различных частях тела: в макушке, ногах или руках. Что касается жизнеспособности этих душ, то она могла быть разнообразной. Некоторые из них могли оставаться в могиле с умершим человеком, другие отправлялись в загробный мир для дальнейшего там проживания. А некоторые просто переселялись в ребенка, чтобы его одушевить. Примером могут служить якуты, которые веруют в то, что у мужчины есть восемь душ, а у женщины – семь. В некоторых верованиях родители при рождении ребенка отдавали ему часть своей души, что опять же может сказать о многодушии.

Тотемизм

Похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных, которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же – только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя. Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.

Аниматизм

Зная, что анимизм – это вера в силу духов, необходимо несколько слов сказать и о таком веровании, как аниматизм. Это вера в огромную безликую силу, которая наделяет жизнью все окружающее. Это может быть урожайность, человеческая удача, плодовитость скота. С уверенностью можно сказать, что данные верования присущи были не только древним людям, они живы еще и сейчас. Так, например, в Индии верят, что существует много различных духов, которые живут в горах, лесах, полях. Бонги (индийские духи) могут быть как хорошими, так и злыми. А чтобы их успокоить или задобрить, и сейчас им приносят различные дары и устраивают церемонии жертвоприношения.

О природе

Анимизм – религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные – ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.

В завершение

Интересно, что согласно мнению поклонников анимизма, весь окружающий человека мир полностью населен душами, которые могут обитать в различных предметах, а также всех живых существах – животных, растениях. Сама же человеческая душа вообще является огромной ценностью в сравнении с телом.

Важным является и тот факт, что все то, что для человека опасно или неосязаемо, также принято было одушевлять. Часто считалось, что вулканы, скалистые горы были обиталищем различных духов, а, например, извержения вызываются злостью или неудовлетворением деяниями людей. Стоит сказать и о том, что мир анимистов также был населен различными монстрами и опасными существами, например виндиго у индейцев, но и позитивными существами – феями, эльфами. Однако как бы просто Тейлор и его последователи не относились к анимизму, данная религия не является примитивной. Ей присуща своя особая логика, последовательность, это оригинальная система верований. Что касается современности, то сегодня вряд ли удастся найти общество, которое полностью является анимистическим, однако элементы данного явления для многих остаются актуальными и сегодня, несмотря на то, что человек по своей сути является христианином или последователем какой-либо иной современной религии.

Комментарии