Котлер Филипп (Philip Kotler): маркетинг, менеджмент

Эти фамилия и имя - Котлер Филипп - мало о чем говорят широкой публике. Это не популярный киноартист, не телеведущий, подробности личной жизни которого знает любая кумушка у подъезда. Котлер Филипп – это «всего лишь» американский ученый, один из тысяч, а то и миллионов, окучивающих научную ниву. И все же он стоит того, чтобы о нем знали не только коллеги.

Из биографии

Так чем же он знаменит, Котлер Филипп? Биография этого человека, изложенная в официальных источниках, весьма лаконична. Сын эмигрантов из России, родился в США в 1931 году, женат, отец трех дочерей. Ну и еще разные подробности карьеры, должности, – словом, информация, интересная лишь малому кругу людей. Но вот то, что должно заинтересовать остальных: Филипа Котлера по праву считают отцом-основателем современной теории маркетинга.

Что такое маркетинг и почему это важно?

Понятие «маркетинг» заимствовано из английского лексикона (marketing — рыночная торговля). На сегодняшний день имеется немало определений и толкований этого слова. Вот как трактует термин «маркетинг» Филипп Котлер. Он называет его видом человеческой деятельности, направленным на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. То есть две бабушки на рынке, одна из которых продает укроп, а вторая его покупает, тоже, по сути дела, занимаются маркетингом. Бабушкам как раз и не нужно объяснять, как важно покупать и продавать с умом. Но, к сожалению, этот очевидный факт не всегда осознают руководители и менеджеры, бизнесмены и государственные служащие.

Зачастую деятельность этих лиц вместо выгоды приносит их структурам сплошные убытки. А заслуга Филипа Котлера состоит именно в том, что он пытается научить человечество торговать правильно. Впрочем, не только торговать. Если обобщить все, что сделано Котлером, закономерным покажется и такой вывод: он пытается научить людей жить.

Маркетинг в России и мире

В силу исторических обстоятельств маркетинг долго не считался у нас наукой. Лишь в 70-х в СССР был создан сектор маркетинга (Торгово-промышленная палата). В России Ассоциация маркетинга появилась в 1990 году.

Но в мире это понятие стало известно гораздо раньше. В США первые курсы по маркетингу были прочитаны еще в 1902 году в Мичиганском и Иллинойском университетах, а также в университете в Беркли. Правда, всевозможные организации, связанные с маркетингом, стали появляться в США, западноевропейских странах и Японии, Канаде и Австралии уже намного позже – тоже в 70-х годах. Этим предметом занимались, его изучали, и все же знания были довольно рыхлыми и разрозненными, терминология – расплывчатой. Систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, создать из обрывков единое целое сумел именно он – Филип Котлер. «Основы маркетинга», самый известный труд этого автора, стал своеобразной Библией многих маркетологов.

Котлер и наука

Многие специалисты уверены, что без работ этого человека не было бы и маркетинга как науки в его современном понимании. С 1962 года и по сей день Котлер Филипп – профессор маркетинга, его неизменное место службы – Высшая школа менеджмента при университете в Иллинойсе. Но наукой Котлер начал заниматься задолго до того, усиленно наращивая свой потенциал в различных областях. Он интересовался вопросами экономики и математики, изучал менеджмент, психологию, бихевиоризм (поведение личности). Все это и помогло ему затем в его главной работе. Важные знания, почерпнутые из других наук, Котлеру удалось собрать воедино и развить, связать в самостоятельное понятие «маркетинг». Филип Котлер и сейчас является наиболее признанным авторитетом, настоящим «гуру» в данном вопросе.

Филип Котлер, «Основы маркетинга»

Книга Котлера «Основы маркетинга» - своеобразный научный бестселлер. Впервые изданная в России в 1990 году, она стала настоящим откровением для многих граждан бывшего Союза. Издание особенно ценно тем, что о сложных социально-экономических явлениях в нем рассказано предельно доступно. Научный труд выпущен в расчете на неискушенного читателя, впервые столкнувшегося с необходимостью изучения этой проблемы. Чтобы оценить значение этой книги, необходимо вспомнить политическую и экономическую ситуацию России тех лет. Крах социализма, «дикий» капитализм, полное непонимание того, как жить и что делать. Необходимо было в кратчайшие сроки восполнить зияющие пробелы в экономических знаниях, попытаться разобраться в механизме товарно-денежных отношений, понять особенности рынка. По существу, именно с книги Котлера и началось знакомство бывших советских граждан с совершенно новым для них понятием – теорией маркетинга. Что еще примечательно, Котлер Филипп написал свои «Основы…» уже после того, как издал немало трудов, исследовавших частные стороны данного вопроса. То есть целью автора было обобщение, ему важно было систематизировать и свести в одно логическое целое все, что имеет хоть малейшее отношение к маркетингу.

Книга «Основы маркетинга» выдержала уже десятки изданий. Это отличный учебник для будущих экономистов, настоящая классика жанра. Кроме того, ее успели оценить не только студенты, но и обширный круг читателей благодаря тому, что изложенные в ней теоретические положения иллюстрированы примерами их практического применения.

Книги Филиппа Котлера

Разумеется, «Основы маркетинга» - далеко не единственный труд Котлера. В активе автора множество книг, более сотни статей, написанных для самых известных научных журналов и освещающих все тонкости менеджмента и маркетинга. Названия трудов говорят о многом: «Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования», «Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер». Подобных работ у автора немало. Одно лишь их перечисление свидетельствует о том выдающемся вкладе, который внес этот ученый в мировую науку.

300 вопросов

К сожалению, в России были переведены и изданы далеко не все труды Котлера. И все же их немало на полках российских книжных магазинов. Помимо уже знакомых «Основ…», здесь присутствуют такие книги: Филипп Котлер, «Маркетинг менеджмент» (это первая книга автора); «300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер». О последней книге стоит сказать особо. «300 ключевых вопросов…» – это своего рода квинтэссенция всего огромного опыта Котлера, великолепное пособие для студентов профильных вузов. Но эта вещь также адресована руководителям и маркетологам, теоретикам и практикам, преподавателям и менеджерам. Материал изложен в форме вопросов и ответов, и дает полное представление обо всем, что поможет добиться наивысшей эффективности и успеха в выбранном деле.

Заключение

Деятельность профессора Филипа Котлера далеко не ограничивается его преподавательской и литературной деятельностью. В разное время он занимал самые ответственные посты в американских научных и бизнес-структурах. К услугам Котлера в вопросах маркетингового консалтинга прибегали наиболее известные гиганты американской индустрии, такие как IBM и General Electric; советами ученого пользовался ряд других компаний, хорошо известных за пределами страны. Котлер консультировал и направлял властные структуры многих государств с целью грамотного распоряжения ресурсами их страны. Филип Котлер объездил полмира, выступая с лекциями и проводя консультации. Кстати, час своей работы он оценивает в $50 000.

Однако волнует Котлера не только бизнес. Ученый много путешествует, интересуется искусством. Он учит других, но и учится сам. Своими идейными вдохновителями этот человек называл таких гениев бизнеса, как Ричард Брэнсон и Стив Джобс.

Котлер Филип по-прежнему полон сил и не собирается на покой. Хочется пожелать ему здоровья и новых творческих свершений.

Комментарии