Фандрайзер - это новое профессия в сфере инвестирования
Экономические термины, какими бы они ни были, все больше проникают в лексикон обычных граждан. Мы давно знаем, что такое кредиты, для чего нужно страхование и стоит ли работать на "Форексе". Не так давно получило распространение новое слово – фандрайзинг.
Фандрайзинг: значение термина
Фандрайзер – это человек, который занимается привлечением материальных, денежных, информационных или человеческих ресурсов, которые необходимы конкретному предприятию.
Следовательно, фандрайзинг – это процесс по организации привлечения этих средств. Не совсем понятно? Идем дальше.
Каково значение слова фандрайзер? Для того чтобы понять семантику, нужно обратиться к английскому слову fundraising, образованному из словосочетания to raise fund, что и обозначает «привлечение средств».
Кому и зачем нужен фандрайзинг?
Несмотря на то что мы живем в 21 веке и, казалось бы, должны хорошо представлять себе структуру денежных потоков и пути их перенаправления, в отечественной экономике многие вопросы, связанные с привлечением средств, кажутся многим непонятными. Как функционируют наши предприятия, чья деятельность не связана с коммерческим доходом?
Они, в большинстве своем, вообще не занимаются сбором средств, а довольствуются тем, что им достается. Как вы понимаете, много им не достается априори, а потому предприятие либо остро нуждается в помощи, либо денег просто не хватает.
В то же время, обратив свой взгляд на Запад или даже Европу, мы увидим, что там ситуация обстоит совсем иначе. Очень часто предприниматели, даже не разработав проект, уже привлекают деньги для его воплощения. Это связано с тем фактом, что государство мало участвует в финансировании социальных сфер. По своей сути, фандрайзер - это тот же инвестор, с тем отличием, что средства привлекаются в основном для некоммерческих проектов, хотя при этом вполне могут быть использованы для коммерческих целей.
Источники фандрайзинга
Откуда брать эти ресурсы, что служит источником фандрайзинга? Это могут быть частные компании или отдельные лица, государственные предприятия и негосударственные фонды. Как осуществляется привлечение средств? По-разному, в зависимости от того, кем выступают вышеперечисленные источники. А они могут быть инвесторами, спонсорами, донорами, меценатами или грантоотдающей организацией.
Фандрайзер: обязанности и задачи по привлечению средств
Итак, чем же непосредственно занимается фандрайзер? Разумеется, прежде всего сбором средств из названных выше источников. Во-вторых, немаловажной частью обязанностей фандрайзера является построение новых связей. Любому проекту или организации нужны друзья, которые смогут поддержать, дать рекламу или предложить выгодные партнерские соглашения.
Кроме того, новый проект должен получить огласку, а потому фандрайзер занимается своеобразной рекламой деятельности организации, информирует о ее цели и стратегии.
Нужно отметить, что по способу осуществления фандрайзинг бывает внешним и внутренним.
Внутренний фандрайзер — это человек, работающий непосредственно в организации, занимающийся поиском источников финансирования. Внешний осуществляется при содействии специальных консультантов, экспертов и фирм по фандрайзингу.
Фандрайзинг в России
В нашей стране фандрайзинг появился в начале девяностых годов, вместе с постепенным развитием различных некоммерческих предприятий. Сегодня эта дисциплина преподается в университетах вместе с основами маркетинга, рекламной деятельности, социального менеджмента.
Нужно отметить, что у нас пока еще невысока доля населения и государственных предприятий, участвующих в формировании доходов для российских некоммерческих организаций. Однако рыночная ситуация вынуждает искать новый формы и способы привлечения финансовых средств, а потому идет процесс развития фандрайзинга, который приближается темпами к уровню США.
Не так давно, а именно в ноябре 2013 года, была образована Ассоциация фандрайзеров России. Цель этого объединения заключается в содействии развитию благотворительности на основе фандрайзинга, при условии осведомленности и поддержки жителей страны. По словам директора нового объединения Ирины Меньшениной, на сегодняшний день наиболее важным для членов организации является повышение осведомленности граждан страны о таком виде деятельности, как фандрайзинг. Россияне не знают, что фандрайзер – это специалист в области привлечения финансов, и путают честную деятельность с мошенничеством.
В Ассоциации предлагается два вида членства – для частных лиц и для компаний, которые могут представлять собой бизнес (структуры или НКО). Услуги, которые предоставляет Ассоциация, следующие:
- мероприятия по обучению, которые проводятся в режиме реального времени или дистанционно;
- информирование членов объединения;
- консультационные мероприятия по бухгалтерской, экономической и юридической тематике;
- участие членов организации в социальных исследованиях.