Что такое кантата в музыке?
Кантата - один из популярных жанров вокально-инструментальной музыки. Она сочетает в себе красоту человеческого голоса и богатство оркестровых тембров. Давайте разберемся в том, что из себя представляет этот жанр, как он возник и получил распространение.
В данной статье вы узнаете историю появления кантаты, ее основные характеристики и отличия от других музыкальных произведений. Рассмотрим наиболее яркие примеры этого жанра и композиторов, внесших наибольший вклад в его развитие.
История возникновения кантаты
Кантата как жанр возникла в Италии в первой половине XVII века. Первоначально под кантатой понимали любое вокальное произведение для одного голоса в сопровождении басового инструмента, в отличие от инструментальной сонаты. По мере становления и развития оперы, кантата также эволюционировала - в ее состав стали включаться хоры, речитативы, арии и дуэты.
Основоположником кантаты как самостоятельного жанра считается итальянский композитор Джакомо Кариссими, творивший в первой половине XVII столетия.
Кантата получила широкое распространение в протестантской церковной музыке Германии в XVII-XVIII веках. Выдающийся немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал огромное количество кантат духовного содержания, предназначенных для исполнения во время богослужения. Бах вывел кантату на новый уровень художественного совершенства, обогатил ее выразительные возможности.
В XVIII веке кантата получила распространение и в светской музыке. Появились кантаты, посвященные торжественным событиям, юбилеям, коронациям. Композиторы обращались к сюжетам из античной мифологии, истории, литературы. Так кантата превратилась в самостоятельный крупный вокально-инструментальный жанр.
Основные характеристики жанра кантаты
Кантата представляет собой крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Обычно кантата состоит из нескольких контрастных частей, объединенных общим сюжетом или идеей. В отличие от оперы, кантата не предназначена для сценического воплощения.
Для кантаты характерно сочетание различных вокальных и инструментальных жанров - арий, речитативов, хоров, увертюр, инструментальных пьес. Хоровые номера чередуются с сольными, что позволяет воплотить драматургию произведения, передать развитие действия и эволюцию образов.
В отличие от оратории, в кантате больше лиризма, сольные номера носят более обобщенный характер. Драматургия кантаты менее динамична и контрастна. Если в оратории преобладает повествовательное начало, то кантата тяготеет к размышлению, философскому осмыслению темы.
По содержанию кантаты делятся на светские и духовные. Текстом для духовной кантаты обычно служат фрагменты из Библии, евангельские сюжеты. Светская кантата может быть посвящена историческим событиям, общественно значимым датам, а также черпать вдохновение в произведениях литературы и искусства.
Исполнение кантаты требует участия опытных вокалистов-солистов, хора и оркестра. Певцы должны владеть техникой академического пения. Дирижер, исполняющий кантату, должен тонко чувствовать стиль эпохи, авторский замысел, уметь сбалансировать звучание всех исполнителей.
Отличия кантаты от других музыкальных жанров
По сравнению со сложившимися вокальными жанрами (песня, романс, ария), кантата намного масштабнее как по составу исполнителей, так и по длительности звучания. Кантата может длиться от 20-30 минут до часа и более.
В отличие от симфонии, концерта, сюиты, кантата является вокально-инструментальным, а не чисто инструментальным жанром. При этом оркестровое сопровождение играет очень важную роль, наряду с вокальными партиями.
Кантата относится к крупным музыкальным формам, в отличие от песни, романса, хора, инструментальной пьесы. Вместе с тем кантата уступает в масштабности таким жанрам, как опера, оратория, симфония.
Выдающиеся композиторы-создатели кантат
Одним из наиболее выдающихся композиторов-создателей кантат был Иоганн Себастьян Бах. Он оставил после себя около 200 кантат, бо́льшая часть которых предназначалась для исполнения во время протестантского богослужения. Кантаты Баха отличаются глубоким религиозным чувством, мастерством полифонического письма, яркой образностью.
Другой крупнейший немецкий композитор Георг Фридрих Гендель также внес большой вклад в развитие кантаты. Его кантаты поражают масштабностью формы, яркими образами, колоритной оркестровкой.
Из композиторов эпохи венского классицизма кантатами прославился Йозеф Гайдн. Его кантаты отличаются ясностью и стройностью формы, изяществом мелодики.
В творчестве П. И. Чайковского кантата «Москва» занимает особое место. Это произведение проникнуто любовью композитора к родному городу, Родине. Яркие кантаты создали Н. А. Римский-Корсаков - «Песнь о вещем Олеге» и Танеев «Иоанн Дамаскин».
С. В. Рахманинов обогатил жанр лирико-философскими кантатами «Весна», «Колокола». Д. Д. Шостакович написал кантаты, посвященные революционным событиям в России. Таким образом, кантата вдохновляла композиторов разных эпох и стилей.
Кантата в русской музыке
Жанр кантаты получил распространение в русской музыке в XVIII веке. Одним из родоначальников русской кантаты был композитор и теоретик П.А. Скоков. Он сочинил кантаты на сюжеты, которые исполнялись в узком кругу единомышленников.
В первой половине XIX века кантаты писал композитор А.Н. Верстовский. Его кантаты «Пир Петра Первого» и «Последний день Помпеи» сочетали черты кантаты и музыкальной драмы, исполнялись в театрально-зрелищной форме.
Выдающийся русский композитор П.И. Чайковский обратился к жанру кантаты в произведении «Москва», посвященном коронации Александра III. Эта кантата проникнута торжественностью, ликованием, глубоким патриотическим чувством.
Яркие образцы кантаты создали композиторы «Могучей кучки». Н.А. Римский-Корсаков написал кантаты «Песнь о вещем Олеге», Танеев «Иоанн Дамаскин», вдохновившись русской историей и православными сюжетами.
В советскую эпоху к жанру кантаты обращались Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин и другие выдающиеся композиторы. Их кантаты были посвящены важным историческим событиям и датам.