Реципиенты - это кто такие? Может ли реципиентом быть не только человек, но и регион или страна?

Реципиенты – это, одним словом, собеседники. Если представить процесс общения в глобальном масштабе, то и страна может взять на себя роль оппонента или её регион. При этом речь уже идет не о процессе общения, а о взаимодействии, которое имеет свои психологические закономерности.

Реципиент в психологии

Это человек, который получает сообщение в виде звука, зрительных образов, запахов. В противоположность воспринимающему называют коммуникатора - это тот, кто сообщает информацию.

Сложности процесса общения

Любой контакт совершается с определенной целью, которая не всегда совпадает у обоих собеседников. Если она будет достигнута, значит, общение было успешным. Однако в процессе передачи огромную роль играют различные психологические моменты:

  • установление контакта (самопрезентация коммуникатором себя, первое впечатление о собеседнике у реципиента);
  • коммуникативные барьеры, препятствующие общению;
  • использование активных техник слушания, способствующих пониманию передаваемого сообщения, приемов аргументации;
  • половозрастные, профессиональные, национальные и другие характеристики собеседников, влияющие как на сам процесс, так и на результат взаимодействия.

Собеседники постоянно меняются ролями. Причем реципиенты - это люди с активной позицией. Ведь они должны не только воспринять информацию, сконцентрироваться на ней, но и расшифровать её (коммуникатор передает сообщение в закодированном виде, с помощью слов и прочих доступных средств речи, а также невербальными сигналами осознанно или нет, т. е. с помощью жестов, мимики, позы).

Достижения науки

Все названные сложности и особенности процесса общения между двумя людьми
многие десятилетия подробнейшим образом изучались в социологии и социальной психологии. Итогом этого можно назвать огромное количество полезного теоретического материала, программы специальных тренингов для повышения тех или иных коммуникативных навыков (например, ведение телефонных переговоров, техника продаж), множество приёмов в психотерапии для использования в практике психологов-консультантов.

И все же "реципиенты" - это понятие, которое, как и любой другой объект изучения, вызывает по-прежнему множество вопросов.

Группа как реципиент

В психологии выделяют межличностное общение и групповое. У каждого из этих видов есть свои особенности. Для первых они уже перечислены. На вторых остановимся подробней.

Размер групп может быть разным. В качестве реципиента может выступать:

  • производственный или рабочий коллектив;
  • профессионалы в своих областях (например бизнесмены, медики, психологи, спортсмены, строители, водители);
  • учебная группа (в вузе, среднем образовательном и начальном учреждении);
  • жители одного региона или вся страна.

Реципиенты - это и социальные группы (политические, разбитые по убеждениям, по нациям, по полу, возрасту или другому признаку).

Главное и самое интересное психологическое явление, выявленное в процессе исследований группового общения - это комфортность (изменение своего мнения под влиянием чужого), а также множество социально-психологических особенностей поведения человека в группе. Эти знания со временем вылились в разработку методов и приемов управления коллективом, например трудовым или потенциальными избирателями (например, с помощью мотивации).

Новое в науке

Как известно, наука всегда ориентировалась на изучение фактов, которые можно наблюдать в повседневной жизни, ради более рационального подхода к ним. Таким образом, нам стало многое известно об особенностях общения отдельных социальных групп.

Изучение взаимодействия ярких представителей того или иного сообщества принесло новое понятие. Ранние реципиенты - это лидеры, новаторы, те, кто создал новый метод работы, придумал технологический приём. А также это производственные и трудовые коллективы, которые воплотили идею в жизнь. Впоследствии авторов научно-технических разработок, идей и изобретений стали выделять в отдельную категорию - "новаторы". Неизбежно в этой цепи оказались "имитаторы" и "отстающие". Первые - это коллективы, которые внедрили технологию после ранних реципиентов. Вторые - организации, выпускающие морально устаревшие товары, в производстве которых не применяются всеми уже признанные инновации.

Представления о лидерах, новаторах и имитаторах очень важны, так же как и информированность о реальном положении вещей на рынке в конкретном сегменте. От этого зависят уровень прибыли, репутация и перспектива дальнейшего развития фирмы. Осведомленные руководители никогда не жалеют денег на повышение инновационного потенциала своей компании: набор новых сотрудников - новаторов по духу, инвестиции в новые проекты (исследования, разработка, проектирование), пробное внедрение в производство, маркетинговые ходы при сбыте новой продукции или услуг.

Страна как целостный организм

Также через призму рыночных отношений рассматриваются страны в роли реципиентов. Здесь уже идет речь не о процессе обмена информацией, а о воздействии одного оппонента на другого. В этом случае страна-реципиент - это государство, принимающее на своей территории иммигрантов. В этих обстоятельствах важны как политические и экономические последствия, так и психологический фон: отношение жителей страны к беженцам и адаптация самих иммигрантов к иному складу жизни. Государство как целостный организм может отвергнуть "орган донора", атаковать каждую его составляющую. Особенно если "клетки" ведут себя неадекватно ситуации (не способны прижиться). К сожалению, в странах-реципиентах хоть и принимают уроженцев других государств и регионов, но не всегда занимаются их адаптацией к новым условиям жизни. Если это и делается, то лишь поверхностно. А ведь можно было бы избежать многих неприятных последствий, например агрессивного поведения «профессионалов-нацистов».

О государстве как о реципиенте говорят также в том случае, когда оно получает доходы, какие-либо платежи от других стран или инвестиции.

Таким образом, под термином может быть скрыт совершенно различный смысл. Если в медицине это организм для органа донора, то в сфере мобильной связи оператор-реципиент - это тот, к кому приходят абоненты других компаний (телефонный номер при этом сохраняется). В психологии же это может быть как отдельный человек со своими особенностями восприятия, представлениями о мире, собственными фильтрами для поступающей информации, так и целые сообщества, страны.

Комментарии