Коммуникативные барьеры

Во время общения любой человек одновременно может выступать и в качестве передатчика информации, и в качестве того, кто ее получает, и в качестве того, кто передает ее при помощи определенных средств связи. Канал коммуникации является довольно-таки хрупким, а человек – это самая его уязвимая часть. Искажения в информации могут произойти по самым разным причинам.

Коммуникативные барьеры общения

Человек имеет собственные чувства, а также свой индивидуальный жизненный опыт. Получаемая или передаваемая информация может вызвать у него определенные чувства. Возможна ее блокировка или искажения.

Коммуникативные барьеры в общении – это то, от наличия или отсутствия чего зависит адекватность передаваемой информации. Барьер общения является чисто психологическим феноменом. Он возникает в процессе взаимодействия коммуникатора и реципиента. Коммуникативные барьеры в общении могут быть связаны с неприязнью к собеседнику, страху перед ним и так далее.

Помехой в получении информации может также быть и ее механический обрыв, неясность формулировок, неправильное изложение и так далее. В данном случае возникают так называемые информационно-дефицитные барьеры.

В определенных случаях получатель информации четко слышит слова, однако придает всем им (или части) неправильное значение. Отметим, что передатчик не всегда вовремя обнаруживает то, что общение осуществляется так, как задумано. В данном случае возникает заменяюще-искажающий барьер. Искажение может быть и незначительным. Больше всего смысл первоначальной информации искажается тогда, когда цепочка является длинной (много ретрансляторов).

Существуют также эмоциональные коммуникативные барьеры. Они возникают тогда, когда люди уделяют собственным чувствам больше внимания, чем реально существующим фактам. Слова, а также символы несут в себе определенный эмоциональный заряд, который зарождает в нас определенные настроения, вызывают какие-либо ассоциации.

Коммуникативные барьеры многочисленны. Среди них также выделяют те, которые основаны на социально-культурных различиях между людьми. Непонимание может возникнуть и по причине какого-либо психологического непонимания.

Иногда причиной становится погрешность при передаче самой информации – это называется фонетическим непониманием. Чаще всего оно возникает тогда, когда участники общения говорят на разных языках, при этом не понимая друг друга. Причина может скрываться и в дефекте речи передатчика, неправильной интонации, слишком быстрой речи, слишком большом количестве слов-паразитов.

Семантические коммуникативные барьеры могут быть связаны и с определенными различиями в системах значений. Речь идет о проблеме сленга и жаргона. Фактом является то, что каждая культура состоит из множества микрокультур. Представители каждой из них могут придавать общим словам отдельные значения, которые будут понятны только определенному кругу лиц.

Логические коммуникативные барьеры возникают тогда, когда коммуникатор использует логику рассуждений, которую реципиент не может или вообще не способен уловить. Множественность логических систем не противоречит разуму, однако не стоит забывать о том, что при передаче конкретной информации необходимо проанализировать реципиента. В противном случае можно столкнуться с полнейшим непониманием. Общаясь с человеком недалекого ума, желательно все раскладывать по полочкам.

Социально культурные коммуникативные барьеры могут быть вызваны различными политическими, культурными или жизненными взглядами собеседников. В данном случае важно то, кто какое значение придает различным сторонам нашей жизни.

Комментарии