Норма управляемости - основной показатель успешной организации

Норма управляемости – это определение, характеризующее некоторое количество работников, которые подчиняются непосредственно руководителю. При этом данное понятие устанавливается делегированием линейных полномочий.

Определение

Технически норма управляемости выражается в решении высшего руководителя о принятии отчетов от каждого сотрудника вместо создания структуры команд. Ярким примером является организация футбольной команды средней школы, где тренер вызывает игроков со скамейки запасных. Так как в итоге именно высшее руководство несет ответственность за успешное выполнение поставленных задач, а количество руководителей низшего звена не имеет значения, ему присуще наличие сильного стимула к сохранению как можно большего контроля. Зачастую на практике все выглядит несколько иначе – норма управляемости на малом уровне удерживается достаточно сложно, что делает координацию всей работы организации практически невозможной.

История возникновения данного понятия

Понимание большим количеством руководителей того факта, что достаточно высокая норма управляемости способна вызвать ряд проблем, сложилось в процессе проб и ошибок.

Исторические корни возникновения данного понятия ведут в Египет и Израиль. Так, согласно повествованию книги «Исход», Моисей при выводе из Египта израильтян вначале пытался осуществлять управление самостоятельно. И это в определенный промежуток времени ему удавалось. Однако при увеличении количества людей, пересекающих пустыню, можно с уверенностью говорить, что образовалась некая организация с возникающими иногда спорами между ее участниками. Так как только Моисей обладал полномочиями принимать решения по различным проблемным вопросам, он стал «погружаться в рутину», что зачастую означало рабочий день протяженностью в сутки. И тогда тесть Моисея, Иофор, дал определение таким сложностям – высокая норма управляемости. В качестве решения им было предложено создание дополнительных уровней управления. И тогда Моисей создал «штат начальников» из способных людей, умеющих судить народ и докладывать о своих решениях Моисею.

Оптимальная норма управляемости

Это необходимый показатель успешного функционирования предприятия. Наибольшее внимание этому термину уделялось теоретиками именно «административной» школы управления.

Предлагался достаточно широкий диапазон в численности подчиненных. Однако наилучшая норма управляемости в организации – порядка 10 человек. При этом современные исследования доказали, что величина данного показателя может варьироваться в широком диапазоне.

Определение количества подчиненных

В определении оптимальной численности работников, эффективно и непосредственно контролируемых руководителем, играют важную роль такие факторы: характер выполняемых задач, уровень управления, характеристика подчиненных, а также способности начальника организации. Нормы управляемости организации должны удерживаться на низком уровне. Иначе руководство не сможет координировать и контролировать деятельность, повышать мотивацию и квалификацию подчиненных.

Делегирование – мощная сила при обеспечении гармонии в организации

Создаваемые делегированием обязательства и ожидания становятся мощным фактором обеспечения единства цели и гармонии. При этом если руководством не будут предприниматься согласованные усилия по оценке личностных качеств и потребностей подчиненных, могут возникнуть проблемы и перед руководителем. Делегирование связано с эффективными коммуникациями. Руководители наделены обязанностями, за выполнение которых отвечают подчиненные. Однако для качественного выполнения заданий руководителя подчиненные должны четко понимать, чего он хочет. Делегирование также связано с лидерством, влиянием и мотивацией.

Решение проблемных вопросов, связанных с контролем, напрямую зависит от эффективности обратной связи. Внимание здесь должно быть уделено свободному обмену информацией между работниками предприятия, а также высокому авторитету и управленческому мастерству руководителя.

Поэтому делегирование полномочий может быть эффективным при следующих условиях:

- подчиненный знает и понимает, какие обязанности ему переданы;

- подчиненный не выполняет указания другого руководителя без ведома своего непосредственного начальника;

- определены четкие цели со сроками выполнения заданий для их достижения;

- участие непосредственного руководителя в выборе направления решения поставленных задач должно быть минимальным.

Перечисленные составляющие делегирования несмело используются лицами, которые недавно получили повышение в должности. Действительно, руководитель, который сортирует корреспонденцию самостоятельно, а секретарь при этом скучает, у окружающих может вызвать только сожаление.

Комментарии