Проверочное слово к слову "вода" - ищем вместе!

Обучение правописанию слов с безударной гласной в корне остается самой сложной темой в курсе начальной школы. И это, несмотря на то что ученые, методисты, учителя на протяжении десятилетий пытаются найти оптимальные пути решения проблемы. Для детей же, казалось бы, простой вопрос о том, как проверить слово "вода", может оказаться неразрешимым.

Для достижения положительного результата в работе по формированию орфографической грамотности детей нужен, прежде всего, системный подход в обучении. Это требование является актуальным в любом варианте школьной программы. Конкретные же пути формирования навыка могут быть самыми различными.

Знакомство с понятием "ударение"

Одним из требований программы по русскому языку в первом классе является знакомство с понятием "ударение". Ученики осваивают практические способы его определения в словах. Кроме того, дети узнают, что ударение в русском языке подвижно, оно может приходиться только на гласную букву.

На первый взгляд материал кажется простым и не очень значительным. Но это совсем не так. Слабо сформированный навык умения определять ударный звук в слове станет препятствием в освоении правописания безударной гласной в корне слова.

Поэтому в период обучения грамоте после введения понятия "ударение" необходимо ежедневно давать детям упражнения на определение ударного гласного в словах. Языковый материал может быть самым разнообразным: на определенную тему, разрозненным, воспринимаемым устно или письменно, предлагаемым всему классу, группе учеников или индивидуально.

В целях пропедевтики курса русского языка уже на этом промежутке освоения темы можно предлагать цепочки однокоренных слов. Для примера возьмем слово "вода". Учитель говорит, что он будет называть его "родственников", а дети должны определить место ударного слога (звука, буквы). Ряд слов может выглядеть следующим образом: "вода, водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем" и т. д. Не забываем обращать внимание на лексическое значение слов.

Подвижность ударения

При дальнейшей работе, рассматривая, например, слова с корнем -вод-, -сад-, -лес-, нужно отрабатывать не только навык определения ударного слога, но и дать возможность пронаблюдать такое явление, как подвижность ударения. Оно может быть на первом, последнем слоге или находиться в середине слова.

Учитель предлагает задание, в котором требуется подобрать однокоренное слово к слову "вода" (понятием оперирует учитель, не требуя этого от детей). Во время обсуждения на доске появляется, например, такая запись: "вода, водокачка, водолаз, водный, водянистый".

Продолжая наблюдать и сравнивать, дети замечают, что ударение перемещается с одного слога на другой, но безударные гласные в слове остаются неизменными. И еще одно наблюдение, которое приведет к важному выводу, необходимо провести с детьми. Ученики должны заметить, что произношение слова не совпадает с его написанием. Это "открытие" обычно поражает маленьких знатоков русского языка.

Безударные гласные

Следующим важным этапом в работе над орфограммой является выработка у обучающихся умения видеть безударную гласную. До знакомства с морфемным составом слова дети должны выделять ударную и все безударные гласные независимо от части слова.

Снова даем ученикам задание подобрать однокоренное слово к слову "вода". В образовавшейся цепочке: "вода, водомерка, водопой, безводный" - ученики графически обозначают ударные и безударные гласные. На начальном этапе можно давать пары слов, отличающихся формой числа: "вода - воды", "зима - зимы", "лес - леса" и др.

Очень важно именно сейчас дать возможность понять детям, что невнимательное отношение к безударной гласной может вызвать смешение букв при написании слова, что приводит к серьезной ошибке.

Проверяемые и проверочные слова

На втором году обучения языку дети уже готовы к восприятию темы "Однокоренные слова". Для них не являются новыми задания такого типа, как подобрать однокоренное слово к слову "вода", "земля", "цветы", "лиса". Они обладают информацией о том, что среди слов бывают группы "родственников", и их признаки хорошо известны детям.

Вводится понятие "корня" и его графическое обозначение. Дети еще и еще раз убеждаются в единообразном написании корня в родственных словах независимо от позиции ударения.

Путем наблюдения, сопоставления ученики приходят к выводу, что любую группу родственных слов можно разделить на две части: в одну поместить проверочные, а в другую - проверяемые слова. После такого "открытия" вопрос учителя о том, какое проверочное слово к слову "вода" можно подобрать, не будет вызывать у детей удивления или непонимания.

Гласные звуки и буквы

Чтобы у ребенка сформировался устойчивый навык грамотного написания безударной гласной в корне, и он мог подбирать проверочное слово к слову "вода" или любому другому, где есть указанная орфограмма, учителю нужно регулярно обращать внимание учеников на недопустимость смешения букв. Разные буквы в русском языке могут использоваться для обозначения одного и того же звука.

Очень полезны будут упражнения, где нужно в словах заменить одну букву, а затем пронаблюдать, что произошло со словом. Материал для задания подбирается в соответствии с уровнем развития детей ("дом - дым", "пела - пила", "леса - лиса" и т. д.). Работая над отдельными словами и группами родственных слов, следует постоянно предлагать задания, где необходимо сделать выбор нужной буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Как проверить слово. Памятка

На заключительном этапе работы над темой в классе появится памятка, которая в любое время подскажет, как, например, проверить слово "вода" и написать его без ошибки. Памятка должна быть "живой", востребованной детьми.

Если учитель видит, что ученики не пользуются алгоритмом работы над орфограммой, то это может означать, что памятка сложна для понимания или она была предложена детям в готовом виде. Схема, составленная учениками самостоятельно, всегда вызывает интерес, так как дети понимают значение каждого ее элемента.

Продолжительность использования схемы, раскрывающей секреты написания безударной гласной в корне слова, зависит от уровня развития учеников класса. Для одних необходимость в ее применении отпадет через несколько уроков, а другие дети могут пользоваться ею не один год. Учитель должен поощрять тех из них, кто благодаря памятке избавляется от орфографических ошибок в самостоятельных работах и диктантах.

Тренировочные упражнения

Учитывая сложность темы, педагог должен помнить о том, что без тренировки, постоянного повторения основных понятий невозможно формирование навыка правописания безударных гласных.

В связи с этим на уроках русского языка необходимо использовать несколько типов упражнений:

  • Тренировка в постановке ударения. Здесь помогут слуховые упражнения, на списывание, творческого характера.
  • Упражнения на формирование навыка выделения безударной гласной в корне. Предлагаем задания, например, такого характера: «Выпишите родственные слова, поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную, подберите проверочное слово к слову "вода"».
  • Задания на формирование умения подбирать проверочные слова из группы однокоренных. Например, учитель просит доказать, что представленные слова являются однокоренными: "водоросль, водоснабжение, подводный, наводнение" - и подобрать проверочное слово к слову "вода".
  • Упражнения направлены на выработку умения самостоятельно находить проверочное слово. Дети должны списать текст, найти слова с безударными гласными, требующими проверки. Используя свой словарный запас, подобрать проверочное слово к слову "вода" или другому, заданному учителем.

Работа над ошибками

Единых требований к проведению работы над ошибками в начальных классах не существует. Среди педагогов ведется немало споров о формах ее проведения, но польза такой работы в плане повышения грамотности детей давно доказана и не обсуждается.

Педагогу необходимо помнить, что чаще всего работу над ошибками приходится выполнять детям, испытывающим трудности в обучении. Это накладывает на учителя дополнительную ответственность в подборе заданий, использовании наглядных средств, специальных методических приемов.

Систематическая работа над ошибками помогает развить орфографическую зоркость учащихся, а это приводит к повышению грамотности.

Практика преподавания в начальных классах позволяет убедиться в эффективности применения разнообразных форм, приемов, которые использует учитель для достижения целей обучения. Виды практической деятельности учеников тоже имеют немаловажное значение в процессе познания секретов языка.

Комментарии