Советский агитационный плакат как средство пропаганды в разные эпохи

Современные PR-технологии далеко ушли вперед по сравнению с пропагандистскими средствами относительно недавнего времени. Сегодня на общественное сознание влияют в наибольшей степени электронные средства массовой информации, среди которых важнейшее значение все более активно приобретает всемирная сеть Интернет. Вместе с тем и такой, на первый взгляд уже устаревший способ внушения и формирования правильных мыслей, как агитационный плакат, остается востребованным и эффективным.

Ранние советские плакаты

В дореволюционной России листовки и другие печатные носители, в том числе и плакаты, официальными властями использовались редко. Зато в первые годы Советской власти этот вид пропаганды приобрел особое значение, получил бурное развитие и даже стал отдельным видом модернистского и футуристического искусства. Народу следовало обрисовать радостные перспективы нового мира, создать впечатление о закономерности происходящих перемен и внушить идею неизбежной и тяжелой кровопролитной борьбы и самоотверженного труда. Требовались яркие и смелые краски, необычные подходы к оформлению этих массово тиражируемых произведений искусства. Советские агитационные плакаты тех лет отличаются выразительностью и революционностью не только содержания, но и формы. Они призывают записываться добровольцами в Красную Армию, бить буржуев, сдавать хлеб пролетарским продотрядам и не пить сырой воды, избегая кишащих в ней опасных вибрионов. К созданию этих шедевров (их редкие экземпляры сегодня в большой цене) приложили руку знаменитые художники и поэты (Денни, Маяковский и другие), чем и объясняются их высокие художественные достоинства.

Межвоенный период

Суровые годы прошли, а за ними начались новые, тоже нелегкие. Изгибы политической линии партии повторяли агитационные плакаты. СССР строил социализм, НЭП был свернут, размах создания промышленной базы сопутствовал не менее грандиозным преобразованиям деревни. Индустриализация сопровождалась коллективизацией, оставившей крестьян практически без собственности, как частной, так и личной. Людям было трудно и голодно. Возникла необходимость объяснить, зачем и почему они должны терпеливо сносить невзгоды и тяготы, во имя чего.

Сегодня в некоторых странах эту задачу выполняет телевидение, реже – радио, указывая на светлые перспективы, например, демократии и свободы. Тогда этих средств не было, по крайней мере, у широких масс, зато агитационный плакат, висевший на заборе, афишной тумбе, а то и просто на стене, успешно их заменял. Помимо призывов работать ударно и крепить все, что только можно, актуальными стали предупреждения о коварных врагах и шпионах, от которых одна защита – бдительность. И болтать много не нужно…

Священная война

Самый известный агитационный плакат военных лет в советские годы был знаком всем, и старым, и малым. На нем изображена женщина, лицо которой выражает гнев. На фоне вздымавшихся штыков Родина-мать звала всех, кто мог за нее заступиться, под развевающиеся знамена. Пожалуй, в мире не найдется больше плакатов, равных по своей выразительной силе этому произведению. Песня «Священная война» звучит в ушах у каждого, кто его видит.

Были и другие образцы пропагандистской полиграфии времен Великой Отечественной войны, на них наглядно показывались преступления оккупантов, дети, жмущиеся к стене перед направленным на них фашистским штыком, черные бомбы, летящие на мирные советские города, и советские воины, решительным ударом сокрушающие полчища гитлеровцев.

Особого внимания заслуживают плакаты, высмеивающие германского фюрера и его политическое окружение. Художники остроумно подмечали карикатурные особенности лиц и фигур нацистских «партайгеноссе», и их произведения вызывали смех, а на войне он так бывает нужен…

Послевоенные десятилетия

Актуальности агитационный плакат не утратил и после победы. Прославляя советских воинов-освободителей, авторам не следовало забывать и о насущных задачах восстановительно-созидательного труда. Многие образцы тех лет приобрели, несмотря на безупречность художественной формы, признаки казенщины, ненужной пышности, а порой и полной бессмысленности. Чего, например, стоит призыв голосовать за «дальнейший расцвет наших городов и сел»? А кто бы в 1950 году (да, собственно, и сегодня тоже) стал выступить против? Или вот другая тема - про колхозные урожаи. Кому она адресована? Колхозники и так знали, как они жили. Плохо и бедно. А горожане об этом догадывались.

Последовавшие десятилетия, увы, продолжили эту печальную традицию. Плакаты, посвященные кукурузной эпопее, целинникам, БАМу и прочим свершениям, не только не отражали действительности (этого от средств пропаганды не требуется), но и в художественном смысле сильно уступали ранним работам пролетарских художников.

Выгодно выделялись лишь те, что были посвящены нашим космонавтам. Их действительно рисовали от души.

Комментарии