Как писать сочинения на лингвистическую тему? Сочинение на лингвистическую тему: примеры

Очень часто ученикам 7-9 классов средней школы дают задание написать сочинение на лингвистическую тему. Какова первостепенная цель этого упражнения? Задача состоит в том, чтобы научить школьников формулировать собственные размышления в письменном виде. Целью также является повышение их уровня владения грамматикой и усовершенствование способности применения орфографических правил русского языка. Чтобы сочинение-рассуждение на лингвистическую тему получило высокий балл, оно должно быть написано с применением определенного алгоритма и в соответствии с четкими, предъявляемыми к нему требованиями. В статье будет описан подробно процесс создания работы. В тексте будут также приведены некоторые темы лингвистических сочинений ГИА (2014 г.).

Формулировка задания

Упражнение данного формата предлагает ученику написать изложение с применением суждения русского лингвиста Степанова Г. В.: "Словарь свидетельствует, о чём, а грамматика – как думают люди". В задании также указывается на необходимость пояснить свой ответ. Сочинение на лингвистическую тему, примеры в котором наглядно подтверждают грамматические и лексические проявления в прочитанном тексте, должно содержать аргументы – выдержки из него. В соответствии с заданием, в приведенных контекстах ученику необходимо указать номера предложений, на которые он ссылается, или применить цитирование. Упражнение предлагает публицистический или научный стиль изложения на выбор. При этом лингвистическая тема должна быть раскрыта полностью. В качестве вступления письменной работы могут использоваться слова Степанова Г. В. При этом объем всего изложения не должен быть меньше 70 слов. При изучении вопроса, как писать сочинения на лингвистическую тему, необходимо также акцентировать внимание ученика на важности соблюдения аккуратного письма и разборчивого почерка.

Структура

Так как писать сочинения на лингвистическую тему следует, придерживаясь определенных требований, необходимо знать, по какому принципу осуществляется выстраивание структуры текста. Далее рассмотрим основные элементы, характерные именно для этого вида изложения. Сочинение на лингвистическую тему включает в себя следующие части:

  1. Вступление (описывается тезис).
  2. Основной блок (здесь нужно доказать выдвинутую позицию с пояснениями и указанием примеров).
  3. Заключение (сделать вывод).

Далее будут приведены образцы сочинений на лингвистическую тему.

Вступление

В описанном ранее задании ученику предлагается начинать сочинение со слов лингвиста Степанова Г. В. Однако данное предложение носит лишь рекомендательный характер, и при желании его можно опустить, сразу перейдя к изложению тезиса. Тезис – это выдвинутое утверждение, которое в ходе рассуждения необходимо доказать. Вступление, которое содержит сочинение по лингвистической теме, должно быть гораздо менее объемным по сравнению с основным блоком. Другими словами, для изложения тезиса достаточно написать примерно три предложения. Существует несколько шаблонов вступления на выбор:

  1. Известный советский лингвист Степанов Г. В. утверждал, что языковой словарь свидетельствует, о чём, а грамматика – как думают люди. Давайте попробуем разобраться в значении данного афоризма.
  2. Я полностью согласен с высказыванием известного лингвиста Степанова Г. В. о том, что языковой словарь свидетельствует, о чём, а грамматика – как думают люди.
  3. "Словарь языка свидетельствует о том, что думают люди, а грамматика – как они это делают", - утверждал академик Степанов Г. В. Известный лингвист прав, поскольку по манере разговора человека можно многое о нем сказать. Докажем это.
  4. "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают", - писал академик Степанов Г. В. Высказывание известного лингвиста, безусловно, справедливо, поскольку культура мышления и речи неразрывно связаны между собой и являются свидетельством уровня воспитанности и образованности человека. Попробуем подтвердить это на конкретных примерах.

При желании вступление может быть изложено самостоятельно, а использование следующих синонимов и речевых клише упростит этот процесс:

  • Лингвист, академик, языковед, ученый, филолог, автор высказывания, Степанов Г. В.
  • Считал, утверждал, рассуждал, писал.
  • Афоризм, высказывание, мысль, суждение, мнение, утверждение, изречение, слова.
  • Верно, справедливо, бесспорно, неоспоримо, понятно.
  • Не могу не согласиться, я полностью согласна, я разделяю точку зрения, я вынуждена согласиться, я поддерживаю мнение.
  • Несомненно мнение автора о том, что… автор убежден, что… и такая уверенность оправдана.
  • Покажем, докажем, проиллюстрируем, подтвердим, продемонстрируем, разберемся.
  • На мой взгляд, считаю, думаю, мне кажется, по моему мнению.
  • Разумеется, конечно, безусловно.

Основной блок

Так как писать сочинения на лингвистическую тему следует, опираясь на приведенную выше схему, то нужно знать, что основная часть сочинения наиболее объемна по сравнению со вступлением и заключением. При её изложении необходимо:

  • Пояснить значение слов лингвиста в личном понимании.
  • Подтвердить грамматические и лексические проявления русского языка на основании минимум двух высказываний.

Для изложения основной части могут быть использованы следующие темы сочинений на лингвистическую тему:

  1. Понятие лексики. Пояснение первой части утверждения Степанова Г. В.
  2. Понятие грамматики. Пояснению второй части утверждения Степанова Г. В.
  3. Взаимосвязанность грамматики с лексикой.

Для того чтобы темы сочинений на лингвистическую тему были раскрыты полностью, могут быть полезны информационные материалы и шаблоны.

Понятие лексики. Пояснение первой части утверждения Степанова Г. В.

  1. Лексика – это неисчерпаемый словарный запас языка, используемый людьми в своей повседневной речи. Слова являются отражением человеческого мышления, и как следствие, язык – это слепок наших мыслей. То есть, говоря словами академика Степанова Г. В., словарь языка свидетельствует о том, что думают люди.
  2. Лексика (словарный запас, используемый людьми в речи) отображает мнение человека об окружающих проявлениях действительности, то есть образ его мышления. Это послужило известному советскому лингвисту Степанову Г. В. причиной для твердой убежденности в том, что "Словарь языка свидетельствует о том, что думают люди".
  3. Лексика (от греч. Lexikos – словарный, словесный) – это совокупность слов. Этим термином называется словарный состав каждого языка в мире. Это форма сознательности, отображающая мировоззрение и философские взгляды человека на окружающие его вещи.
  4. Лексика – это форма сознательного состояния человека, отображающая его мировоззрение и философские взгляды на вещи. Через лексику рождается мысль - бесформенное проявление человеческого сознания. Именно лексика задает ей форму мысли или чувства, то есть воссоздает и выражает что-либо через характерные лексике значения.

Понятие грамматики. Пояснение ко второй части утверждения Степанова Г. В.

  1. Грамматика – это область лингвистики, включающая в себя синтаксис и морфологию. Четкие знания грамматики не только помогают человеку корректно и с предельной ясностью излагать свои мысли. Они раскрывают его состояние, отношение к окружающим и внутренний мир.
  2. Грамматика (Grammatike (от греч.) – "письменное искусство") – раздел языкознания, в основе которого лежит изучение грамматического строя языка. Грамматика представляет собой сплетение и тесную взаимосвязь двух смежных дисциплин – морфологии и синтаксиса. Именно благодаря грамматике бесформенная мысль обретает тело, собственную оболочку. Знание грамматики предоставляет возможность для создания связного высказывания, логически выстроенного текста и предложений.
  3. Речь на любом языке мира не является механическим набором слов. Чтобы быть понятым, важно не только подобрать нужные слова, но и правильно их соединить, расставить в нужном порядке, преобразовать в соответствующую форму, логично вписывающуюся в предложение. В этом нам способствует знание правил грамматики - раздела языкознания, сочетающего в себе области морфологии и синтаксиса языка одновременно.
  4. Для того чтобы построить предложение или высказывание, отображающее определенную мысль, недостаточно подобрать ряд слов и поочередно их произнести. Подходящие по смыслу и назначению конструкции находятся говорящим в процессе разворачивания его речи. При этом они должны быть соединены между собой в определенном порядке, создавая логичную структуру текста, целенаправленно включенную в контекст общения. Совокупность правил организации таких структур из отдельных слов путем упорядоченного их сочетания между собой и категориального изменения изучается наукой грамматикой.
  5. Грамматика – это мастерство правильно писать и говорить. Знание этой дисциплины является залогом верного использования слов в речи и помогает передать дополнительную смысловую нагрузку в тексте;
  6. Грамматика представляет собой свод правил о преобразовании и сочетании слов в предложении и по праву считается основным законом языка, без которого бы все слова лежали мертвым, не имеющим значения грузом. Для того чтобы отдельные конструкции, сплачиваясь в цельные структуры, образовывали осмысленное предложение, их нужно изменить и расположить в нужном порядке. Это сделать без знания грамматики просто невозможно.

Взаимосвязанность грамматики с лексикой

Советский академик Степанов Г. В. говорит о единстве формы языка и его содержания. Культурное развитие мышления неразрывно связано со становлением речи. Именно поэтому связь грамматики и лексики становится очевидна. Знание основ синтаксиса, морфологии, также как и богатый словарный запас, помогают человеку ярко и ясно излагать свои мысли. Всё это говорит о тесной, прочной взаимосвязи двух дисциплин, не смотря на то, что они являются разными сторонами языка. При этом грамматические и лексические проявления в тексте могут находиться в следующих отношениях друг с другом:

  • соответствие;
  • несоответствие;
  • уточнение и дополнение.

Отличие между двумя дисциплинами заключается в том, что грамматика имеет более широкий круг обобщения явлений окружающего мира, чем лексика. Форма соответствия первой дисциплины содержанию предложения дает возможность судить о ложности или правдивости высказывания говорящего. Это в полной мере подтверждает изречение Степанова Г. В., которое можно передать простой фразой "Не важно, что человек говорит, наиболее важно – как он это делает", то есть грамматика языка дает более правдивые представления, в то время как лексика способна красиво завуалировать истинные мысли говорящего. Таким образом, форма мышления и речь человека отображает его сущность.

Требования, предъявляемые к подтверждающим выдержкам

Выбирая лингвистические темы для сочинений, учащиеся должны понимать, каким образом они будут аргументировать описываемый тезис по цитатам из текста. При этом используемые выдержки должны соответствовать следующим требованиям:

  • Количество примеров должно быть не менее двух.
  • Выдержки должны быть взяты из указанного текста.
  • Приведенные примеры должны четко иллюстрировать различия грамматического и лексического проявления в языке.
  • Цитаты должны соответствовать и передавать значение указанного явления.

Включить примеры в текст сочинения без потери его целостности и связности можно с помощью следующих речевых шаблонов:

  • Для того чтобы подтвердить данное высказывание, обратимся к… предложению текста.
  • Четко проиллюстрировать названное грамматическое (лексическое) значение можно на примере… предложения данного текста.
  • Пример грамматического (лексического) проявления в тексте можно увидеть в предложении №…
  • Справедливость данного ввода можно подтвердить на примере… предложения, где автор текста использует такое грамматическое (лексическое) явления, как…
  • В подтверждение собственных суждений можно взять пример из… предложения предоставленного текста, ясно демонстрирующего данное грамматическое (лексическое) явление.
  • Рассмотрим… предложение, где используется такое грамматическое (лексическое) явление, как… Это подтверждает суждение о том, что…

Способы приведения аргументов

Иллюстрация лексического явления в тексте:

"Например, использование эмоционально-экспрессивной лексики ("трус несчастный") и слов разговорного характера ("пикник", "устроим") в реплике героини (предложения 34, 35, 38), автор текста акцентирует внимание на жестокость и дерзость в мыслях детей".

Иллюстрация грамматического явления в тексте:

"Рассмотрим, к примеру, предложения № 19 и № 20. Всем известно значение слова "пожалуйста". Оно является показателем вежливого обращения и проявления уважения к собеседнику. Однако если проанализировать расположение слова в контексте данных предложений, то есть рассмотреть грамматическую структуру высказываний, то можно заметить, что слово "пожалуйста" не входит в состав предыдущего предложения и является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном тексте автор использует синтаксический прием "парцелляция", позволяющий максимально передать враждебность обстановки".

Заключение

Заключительная часть сочинения, как и его вступление, не должно превышать по объему основной блок текста. Эта часть представляет собой логический вывод из ранее описанного тезиса и приведенных аргументов в его подтверждение.

Начать заключительную часть сочинения можно следующими словами:

  • Следовательно.
  • Значит.
  • Итак.
  • Таким образом.
  • Обобщая вышеизложенные суждения, мы пришли к выводу о том, что…

Образец заключения:

"Таким образом, каждый человек не только должен мыслить ясно, но и предельно точно выражать свои мысли речью. Именно эту идеологию хотел донести до нас Степанов Г. В., утверждая, что словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. Вот как писать сочинения на лингвистическую тему".

Комментарии
мешаете
харе мешать
2
Автор статьи очень подробно изложил ход работы над сочинением - рассуждением на лингвистическую тему. За это ему большое спасибо. Предлагаю дать такую же инструкцию по любому высказыванию другого лингвиста и на другую тему. Польза будет огромная и для учителей, и для учеников. Спасибо.