Тональность: параллельная тональность и одноименная, их буквенные обозначения
Данная статья посвящена чрезвычайно важной теме в музыке - тональности. Вы узнаете, что представляет собой тональность, что такое параллельные и одноименные тональности, а также будут рассмотрены их буквенные обозначения.
Что такое тональность?
Само слово подсказывает его значение. Она как будто задает тон целому музыкальному произведению. По сути, тональность и является основой произведения. От нее отталкиваются, создавая ту или иную музыкальную композицию. Это своеобразное начало.
Так, например, есть тональность до мажор. Это означает, что тоника, она же первая ступень лада, - это звук "до". Основной аккорд в данной тональности состоит из звуков до-ми-соль. Такой аккорд носит название "тоническое трезвучие".
В связи с этим, перед тем как разбирать и играть музыкальное произведение, исполнитель определяет основную тональность, ладовое наклонение, смотрит на количество ключевых знаков, мысленно определяет, какова ее параллельная тональность.
Одну и ту же музыкальную композицию можно спеть или сыграть в совершенно разных тональностях соответствующего лада. Это применяется, в первую очередь, для удобства вокального исполнения.
Используемая в произведении параллельная тональность может придать иную окраску композиции. Так, например, если музыкальное сочинение написано в светлой тональности ре мажор, то ее параллельная тональность - грустный и трагический си минор.
Буквенные обозначения тональностей
Мажор обозначается dur, минор имеет обозначение moll. Диез - is, бемоль - es. Ниже приводится список некоторых параллельных тональностей и их буквенные обозначения.
- До мажор (нет знаков). Обозначается C-dur. Параллельная тональность - ля минор (a-moll).
- Фа мажор - один бемоль (си). Имеет обозначение F-dur. Ее параллель - ре минор (d-moll).
- Соль мажор - один диез (фа). Обозначается G-dur. Параллельная ей тональность - ми минор (e-moll).
- Си-бемоль мажор - два бемоля (си, ми). Имеет обозначение B-dur. Ее параллель - соль минор (g-moll).
- Ре мажор - два диеза (фа, до). Обозначается D-dur. Ее параллель - си минор (h-moll).
И так далее.
Что такое параллельные тональности
Это тональности мажорного и минорного наклонения, которые содержат одни и те же ключевые знаки, но при этом у них имеются разные тоники.
В списке выше приведены некоторые тональности и параллельные к ним.
Чтобы найти параллельную тональность к данной мажорной, нужно от заданной опуститься на м.3 (малую терцию) вниз.
Если требуется определить параллельную тональность к данной минорной, то надо от указанной подняться на б.3 (большую терцию) вверх.
Приведенный выше список наглядно демонстрирует параллельные тональности мажорного и минорного наклонений до двух знаков при ключе.
Одноименные тональности
Это такие, которые имеют одну и ту же тонику, но разное ладовое наклонение и, соответственно, абсолютно различные знаки при ключе.
Так, например:
- C-dur (нет знаков) - c-moll (три бемоля).
- F-dur (один бемоль) - f-moll (четыре бемоля).
- G-dur (один диез) - g-moll (два бемоля).
И так далее.
Таким образом, тональность - это своеобразное начало любого музыкального сочинения как для композитора, так и для исполнителя. Транспонирование мелодии, то есть переход из одной тональности в другую, позволяет вокалистам беспрепятственно исполнять абсолютно все композиции. Такое перенесение иногда придает произведению совершенно новую окраску. Можно провести интересный эксперимент, и попробовать музыкальное сочинение, написанное в мажорной тональности, исполнить в минорной (может быть избрана и параллельная тональность). Светлое и радостное настроение при этом превратится в грустное и печальное. В ХХ веке появился термин "атональная музыка", то есть музыка, которая не имеет установленной тональности. Но это уже совсем другая история...