Педагог-новатор. Профессиональные качества педагога. Личность педагога

На педагогическую тему написано множество научных трудов. Идет постоянное изучение учебно-воспитательных процессов, на основе которых регулярно вводятся новые методики, даются актуальные рекомендации. При этом большое значение уделяется изучению проблемы развития культуры личности ученика.

Верный подход

Многие современные школы рассматривает учащегося как средство, через которое происходит воплощение педагогами утвержденных программ и планов, в большинстве случаев не имеющих ничего общего с тем, через кого они реализуются. В отличие от таких заведений, ученик в рамках гуманистической школы представлен как субъект своего развития. Процесс обучения строится на уважении личности каждого индивидуума с учетом его запросов, интересов и целей. Исходя из этого, формируются условия окружения, оказывающие наиболее благоприятное воздействие на ребенка. Роль педагогов в такой школе сводится не только к подготовке воспитанников к дальнейшей жизни в обществе, но и к полноценному проживанию каждого этапа взросления (детство, юность). На каждой ступени учитываются психические способности ученика.

Роль современного учителя

Подход, используемый в гуманистической школе, в настоящее время является исключением из общей структуры воспитания в нашей стране. Пройдет еще немало времени, прежде чем способ взаимодействия подвергнется значительным изменениям. Отдельного внимания заслуживает характеристика педагога. В рамках общей системы каждый отдельный учитель имеет право производить действия, направленные на развитие духовности ребенка. Личность педагога должна подавать примеры доброты, милосердия, нравственного осуждения. Однако без подтверждения полученных на уроках знаний в ежедневном общении с окружающим миром обучаемому сложно усвоить полученные сведения. Поэтому окружающие люди, включая родителей, учителей, должны духовно наставлять ребенка в его стремлениях. В этом случае важны профессиональные качества педагога. Учителя на основе теоретических и практических знаний могут дать ребенку необходимые знания.

Воспитание на человеческих ценностях

Одна из наиболее популярных методик, основоположником которой является В. А. Караковский, основана на человеческих ценностях:

1. Земля - основа для жизни всего живого.

2. Семья - наиболее близкий круг, оказывающий наибольшее влияние на развитие личности.

3. Родина, уникальная для каждого человека. Подразделяется на общую (страна, государство) и малую (край, район). Процесс познания происходит в виде изучения истории территории.

4. Труд в различных его проявлениях (умственный, физический).

5. Культура, ее виды, свойства, значение, которое она несет в развитие человечества.

6. Мир и место человека в нем.

Воспитание на культуроведческом подходе

Данный процесс основан на познании традиций. Всеобщая культура рассматривается как наивысший продукт, произведенный человечеством. Основными показателями обучения является широта кругозора обучаемого, умение применять полученные знания, а также уровень его мировоззрения. Главным критерием развития цивилизованного общества является созданный им мир культуры, который передается из поколения в поколение. Каждый индивидуум, живущий в этом обществе, характеризуется творческой активностью. В школьные годы происходит обучение базовым понятиям культуры:

1. Формируется умение усваивать полученные знания для дальнейшего их применения в жизни.

2. Развивается способность применять полученные знания, создавать на их основе что-то новое.

3. Человек учится реагировать на происходящие в окружающем мире события, знать, как выражать свои эмоции, общаться с окружающими людьми.

Воспитание в советских школах

Застой в советском обществе, характерный для конца 70-80-х годов, наложил свой отпечаток на систему школьного образования. Повсеместно происходили случаи умалчивания обнаруженных недостатков воспитательных процессов, а достоинства всячески преумножались, произошло всеобщее уравнение оценки работы учителей, учебная и воспитательная работа стали однотипными, подчиненными единым образовательным стандартам. В СССР существовал авторитарный стиль педагогического управления.

Реформирование системы образования

Изменения, коснувшиеся педагогической сферы в СССР, начались в 1986 году. Произошло это в результате зарождения педагогики сотрудничества. Ее авторы - педагоги-новаторы. Существующий учебно-воспитательный процесс к этому времени морально устарел. В связи с этим стали появляться учителя, которые стремились внести в него определенные новшества и усовершенствования. Изменилась не только система преподавания, но и сама личность педагога приобрела новые качества. Примечательно, что новшества в процессе обучения возникли не в каком-то отдельном регионе, а сразу во многих городах и областях страны. Они сразу охватили все сферы образования, от начальных классов до старших. За несколько лет новаторство широко вошло в учительские массы по всей стране. Оно стало всеобщим и повсеместным. Педагоги-новаторы были самых разных возрастов. Одними из наиболее известных педагогов, трудившихся в то время, считаются С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин, И. П. Волков, В. Ф. Шаталов и прочие. Основываясь на своем колоссальном практическом опыте, они разрабатывали новые системы, направленные на изменение общего процесса школьного обучения.

Новый процесс обучения

В. П. Шаталов – педагог-новатор - считал, что первичной задачей процесса обучения является воспитательная работа. У ученика необходимо в первую очередь сформировать ценностную мотивацию к процессу получения знаний, пробудить в нем любознательность, выявить его интересы и потребности, развить чувство долга, воспитывать ответственность за итоговый результат. Только после этого можно решать вторую задачу - учебно-познавательную. Основной особенностью процесса обучения Шаталова является четкая организация процесса. Каждой изучаемой теме им присваивался определенный номер, известный всем ученикам. При этом ее изучение происходило по одному и тому же алгоритму:

- на первом этапе следовало развернутое последовательное объяснение учителем новой темы;

- на втором вводились опорные плакаты, с помощью которых изученная ранее тема давалась в более сжатом виде;

- на третьем этапе происходило уменьшение размеров опорных плакатов до уровня листов с дальнейшим их изучением;

- четвертый включал в себя самостоятельную домашнюю работу ученика с учебником и листами;

- пятый этап состоял из воспроизведения опорных сигналов на последующих уроках;

- на шестом ученик отвечал у доски.

Основным смыслом теории Шаталова было первичное изучение теоретического материала, после которого шла практика. Интересно, что к таким же выводам экспериментальным путем пришел В. В. Давыдов. В. Ф. Шаталов считал, что ознакомление с новым материалом должно основываться на получении укрупненных данных. Только в этом случае учащиеся смогут увидеть картину изучаемого ими процесса целиком, а не фрагментарно. При этом совокупный успех в освоении большой темы достигался быстрыми темпами освоения, сопровождаемыми многократными повторениями.

Возможности ребенка

Особый подход к ученику практиковал педагог-новатор Амонашвили. Его теория состоит в проявлении веры в возможности каждого ребенка. Характеристика педагога должна содержать в себе не только его рабочие навыки. Преподаватель должен любые отклонения в развитии ребенка расценивать как результат неправильного подхода к общему процессу его обучения. Естественные неудачи школьника должны спокойно восприниматься, на них не следует заострять особое внимание. При этом коллективу внушается мысль о способности преодоления всех трудностей, сопровождающих процесс обучения.

Развитие собственного восприятия

Е. Н. Ильин – педагог-новатор, по образованию учитель литературы, разработчик многих методических рекомендаций. Его система строится на принципе обратного изучения заданной темы. Литература как предмет, по его мнению, несет в себе прежде всего воспитательную функцию, а лишь затем познавательную. Этот педагог-новатор исключил из обучающих методов "пассивные" приемы, суть которых сводится к дословному заучиванию темы по учебнику. Вместо этого им были внедрены побуждающие к обучению способы, направленные на поиск со стороны учащегося смысла; осознания и собственной оценки прочитанного. Большинство этих приемов было направлено на воздействие произведений на эмоциональный фон ребенка. Немало внимания уделялось поведению, разговорам учителя на уроках. Беседа должна быть направлена на то, чтобы после прочтения произведения школьник имел возможность формировать собственную точку зрения на новую информацию. В результате этого у ребенка развивается любознательность, он самостоятельно начинает изучать новую литературу. При таком подходе учится не только школьник, но и его преподаватель.

Комментарии