Когда закончится украинская антитеррористическая операция

Распад СССР, изначально состоявшийся достаточно мирно, привел к появлению на территории огромной страны многочисленных «горячих точек». Межнациональные конфликты, оперативно подавляемые советскими властями с использованием всех средств государственного аппарата, вдруг стало некому «гасить», более того, их основной источник - движения и партии националистического толка - во многих новообразованных странах стали элементом политического аппарата и оплотом державности. После трагических событий в Нагорном Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Таджикистане, Чечне, Дагестане, Грузии, Киргизии и многих других постсоветских регионах, настал черед Украины. Здесь началась так называемая «антитеррористическая операция», по своим масштабам невиданная, которой, возможно, предстоит затмить многие локальные войны двадцатого и начала двадцать первого столетий.

Предыстория

Украина исторически разделена по главенствующим в разных регионах политическим и историческим симпатиям. Однако, помимо «бандеровской» и «ватнической» идеологий, существуют экономические факторы, влияющие на ход дальнейшего развития государства. Президент Янукович, осознавая это обстоятельство, долго колебался, выбирая вектор движения вверенной ему страны. Задача у него была непростая: следовало определить, что выгоднее в макроэкономическом смысле - устремление на Запад, сулящее очень далекие перспективы приобщения к загадочным для многих граждан Украины «европейским ценностям», или вполне реальное торгово-промышленное сотрудничество с Российской Федерацией. Затруднялся выбор еще и крайне жесткими условиями, заданными странами ЕС: «На двух стульях усидеть невозможно, а кто не с нами, тот против нас!» В конечном счете Виктор Федорович впал в растерянность, силу применять против хорошо организованного Майдана не решился, и был свергнут.

Начало

Утверждать, что Донецк и Луганск питали к своему отстраненному и сбежавшему президенту какие-либо нежные симпатии, может только крайне наивный наблюдатель. Однако сам тот факт, что к власти пришли представители лишь одной политической силы, не считающие нужным прислушаться к другим мнениям, вызвал определенный ропот. После отделения Крыма и вхождения его в состав РФ возник прецедент, предвещающий скорый и полный развал страны. 7 апреля началась антитеррористическая операция на востоке Украины. Название этой военной акции предполагало создание определенного образа противника. И военнослужащим, и собственному населению, и международной общественности внушалась мысль о том, что воевать предстоит с немногочисленными группами наемников и бандитов, большая часть которых прибыла из-за российской границы. В этом случае победа ожидалась гарантированная, скорая и почти бескровная. Очень скоро каждый трезвомыслящий человек, имеющий склонность к анализу событий, начал понимать ошибочность (в лучшем случае) или преступность (в худшем) такого подхода к улаживанию конфликта, признанного комитетом Красного Креста «немеждународным».

Вопрос легитимности

Антитеррористическая операция была объявлена исполняющим обязанности Президента Украины Турчиновым. Он и его соратники пришли к власти примерно столь же законным образом, как и партия большевиков в 1917 году. В стране случился переворот, названный революцией, но не обладающий ее главным признаком - сменой общественно-экономической формации. Документ, подписанный ВРИО президента, в своем названии содержал выражения «консолидация», «прекращение противостояния» и прямо указывал на место, в котором возникла главная угроза новой власти: Донецкая и Луганская области. Значительная часть населения ожидала выборов, на которых люди смогут избрать легитимного президента, выражающего хотя бы в какой-то степени их взгляды.

АТО после выборов

Выбор был небогатым. Ориентироваться тем, кто пришел на участки 25 мая, приходилось на внешний облик кандидатов и ту репутацию, которую они успели обрести за свою предыдущую карьеру. Принявшие участие в плебисците граждане в своем большинстве посчитали наиболее благообразным образ Петра Порошенко, возлагая надежду на его здравый смысл и деловой предполагаемый подход к разрешению вооруженного противостояния. Радужные ожидания не оправдались, антитеррористическая операция продолжилась с еще большим ожесточением.

Сомнительные успехи

Плачевное состояние вооруженных сил Украины неразрывно связано с экономическим состоянием этой страны. Несмотря на предпринимаемые усилия по поддержанию боевого духа и естественное превосходство огневой мощи и количества техники регулярной армии над ополчением, успехи носят спорадический характер, а потери превышают все мыслимые нормы. Количество сбитых летательных аппаратов давно исчисляется двузначной цифрой, а сожженной бронетехнике счет не ведется уже давно. О потерях личного состава населению Украины приходится судить по косвенным признакам, они скрываются и занижаются. Гибнет мирное население, признана примерно тысяча невинных жертв (в том числе дети), а сколько их на самом деле - установить сложно. Бомбардировками и артобстрелами разрушаются дома и социальные объекты. Прослеживается общая тенденция к тому, что антитеррористическая операция в Донецкой области все более приобретает карательный характер. Впрочем, и в Луганской тоже.

Перспективы

Чеченская война была для России страшным потрясением. Примерно один процент населения самой большой в мире страны оказался недоволен существующим экономико-политическим положением, значительная его часть была настроена на выход из состава РФ. Украинская антитеррористическая операция проводится в условиях куда более критичных. Несогласие с внутренней и внешней политикой нынешнего руководства в той или иной степени выражает немалая часть народа, а в зоне боевых действий живет от 4 до 5 процентов всего населения, при этом ресурсная база Украины несоизмеримо беднее. Солдаты, сражающиеся за единство страны, испытывают недостаток во всем, от пресловутых бронежилетов до еды. Объявлена новая мобилизация. Сколько еще продлится антитеррористическая операция? Россия принимает беженцев, их уже сотни тысяч…

Комментарии