На какие вопросы отвечает деепричастие? Деепричастие - примеры. Слова-деепричастия

В структуре русского языка наряду с самостоятельными и служебными частями речи существуют так называемые особые формы глагола, о которых спорят многие лингвисты. Одни из них говорят, что по морфологическим признакам причастия и деепричастия могут быть выведены в состав знаменательных частей, другие же утверждают, что слишком велика зависимость этих форм от самого глагола, и потому ни о какой самостоятельности не может быть и речи. Так или иначе, но в школьной программе деепричастие названо особой неизменяемой формой глагола, которая имеет значение добавочного действия и грамматические признаки наречия и глагола. Чтобы определить, является ли конкретное слово из контекста этой самой особой формой, следует знать, на какие вопросы отвечает деепричастие. В данном случае это "Что делая?" или "Что сделав?" Стоит отметить, что, отвечая на эти вопросы, слово должно дополнять сказуемое, а именно указывать на то, как совершается основное действие в предложении.

Признаки глагола

Так как деепричастие образуется от глагола и является его особой формой, оно имеет и присущие этой части речи морфологические признаки. Во-первых, вид: он может быть совершенным и несовершенным, в зависимости от того, указана ли законченность действия или нет. Например: посмотрев (СВ) и смотря (НСВ). Во-вторых, это переходность: деепричастие, как и глагол, при переходной форме может употребляться без предлога вместе с именными частями речи в родительном падеже - при отрицании - и в именительном и винительном падеже при утверждении. Например: построив отношения. А непереходное деепричастие, примеры которого часто встречаются в устной речи, всегда употребляется с предлогами. Например: спеша на помощь, радуясь солнцу.

Признаки наречия

Для того чтобы определить морфологические признаки, схожие с наречием, нужно вспомнить, на какие вопросы отвечает деепричастие. Например: я стою у окна, вглядываясь (что делая? как?) вдаль. Из примера четко видно, что слово вглядываясь обозначает одновременно и действие, и его признак, зависит от основного глагола и в предложении выступает в роли обстоятельства. Других морфологических признаков, свойственных самостоятельной части речи, таких как род, лицо, время и число, оно не имеет, так как является неизменяемым.

Деепричастие несовершенного вида

При изучении данной темы особое внимание следует уделить тому, на какие вопросы отвечает деепричастие разного вида. Так, например, несовершенные деепричастия имеют значение одновременного совершения дополнительного действия с тем, которое указывается сказуемым и отвечает на вопрос "Что делая?". Например: стоя на скамейке, он доставал чашку с верхней полки.

Образуются такие деепричастия на основе глаголов НСВ в настоящем времени при помощи суффиксов –а- или –я-. Исключением является слово быть, которое преобразуется в особую форму посредством суффикса -учи-. В других случаях –учи- и –ючи- используют исключительно для того, чтобы получить стилистически окрашенное деепричастие. Примеры: быть – будучи, играя – играючи.

Стоит отметить, что не все глаголы несовершенного вида могут стать основой для деепричастия. В образовании не участвуют лексические единицы с окончаниями на –чь, -нуть, а также с шипящими внутри слова и с основой только из согласных букв. Например: печь, сохнуть, пишут, пьют.

Деепричастия совершенного вида

Немаловажно знать, на какие вопросы отвечает деепричастие совершенного вида и как оно образуется, так как именно эти правила помогут правильно образовывать нужную форму слова. Вопрос для деепричастий СВ звучит так: "Что сделав?" Такие слова имеют значение действия, которое произошло до указанного сказуемым. Например: став на скамейку, он достал чашку с верхней полки.

Образуются данные деепричастия от основы глаголов совершенного вида в прошедшем времени при помощи присоединения следующих суффиксов:

  • -в-, если основа глагола заканчивается на гласную букву (сделав, скинув, сняв);
  • -вши-, если глагол является возвратным и его основа заканчивается на гласный (поглядевши, погладивши, увидевши);
  • -ши-, если основа заканчивается на согласный (потерявши, спрятавши).

Причастия и деепричастия: разница

Очень важно не путать вопросы причастия и деепричастия и научиться различать эти формы глаголов. На самом деле ничего сложного здесь нет. Для того чтобы правильно определять, в какой форме употреблено слово, следует запомнить, какие вопросы у деепричастия (Что сделав? Что делая?), а какие - у причастия (Что делающий? Что сделавший?). Также следует отметить, что у этих двух форм совершенно разные морфологические признаки и значение. Так, например, причастие обозначает действия с ярко выраженными признаками прилагательного, в то время как деепричастие имеет значение добавочного действия.

Морфологический разбор деепричастия

Одной из основных тем при изучении раздела русского языка о деепричастии является морфологический разбор данной формы глагола. Перед тем как приступить к анализу, в предоставленном предложении следует выделить грамматическую основу и найти деепричастие. Для этого к словам от грамматической основы ставятся вопросы. Пока что ничего сложного. Зная, что деепричастие отвечает на вопросы (примеры перечислены выше), указывающие на дополнительное действие предмета или лица, о котором идет речь в предложении, определить его достаточно просто. Далее его записывают и приступают к анализу.

Морфологический разбор проводят по следующей схеме:

  1. Записывают название части речи, ее грамматическое значение и указывают вопрос, который к ней можно поставить от главного слова.
  2. Записывают начальную форму деепричастия и перечисляют его морфологические признаки, а именно: вид деепричастия (совершенный или несовершенный) и его возвратность.
  3. Далее следует указать, что разбираемое слово является неизменяемой формой, а потому не имеет непостоянных морфологических признаков.
  4. В заключение указывают, каким членом предложения является деепричастие в данном случае.

Комментарии