Свердловская железная дорога: схема, дирекция и музей
В России существует мощный транспортный комплекс - Свердловская железная дорога. Данная магистраль проходит по территории Западной Сибири и Урала. Железные дороги Свердловской области входят в первую тройку РЖД. Далее узнаем об истории строительства магистрали. В статье будет также рассказано о существующем в Екатеринбурге уникальном музее Свердловской железной дороги.
Общие сведения
Свердловское отделение железной дороги обеспечивает бесперебойный пропуск поездов из северо-западных и центральных районов нашей страны в Казахстан, Сибирь и на Дальний Восток. Эта магистраль построена особым образом. Так, она граничит с Южно-Уральской, Горьковской и Западно-Сибирской железными дорогами. Этот транспортный комплекс обеспечивает более 9,5% объема общей погрузки и выгрузки высокорентабельных грузов. А именно: осуществляется перевозка нефти, черных и цветных металлов, каменного угля, строительных и лесных материалов. Дирекция Свердловской железной дороги делает все возможное для обеспечения безопасности, бесперебойности и комфорта перевозок. Руководителем является А. Ю. Миронов, первым заместителем начальника – В. В. Искоростенский. Главный инженер СвЖД – И. О. Набойченко. Свердловская железная дорога обеспечивает перевозку грузов более 12 000 промышленных компаний. Кроме того, она обслуживает около полутора тысяч подъездных путей. В Свердловских региональных деревообрабатывающих, каменноугольных и горнорудных компаниях развита сеть мелких подъездных линий и веток.
История создания
Первый проект, в соответствии с которым должна была строиться Свердловская железная дорога, был выдвинут предпринимателем И. И. Любимовым. Это важное событие произошло в 1868 году. По его предложению схема Свердловской железной дороги предполагала ветку от Перми к Тоболу, пересекая такие города, как Екатеринбург, Кунгур и Шадринск. Через небольшой промежуток времени правительство приняло решение произвести изыскательные работы на местности. После этого и началось основное строительство трассы. Столь ответственное мероприятие было поручено "Обществу горнозаводской железной дороги". Основные работы по отчуждению земель, вырубке леса и сносу строений начались уже в 1870 году. В тот же период занялись возведением мостов, устройством временных дорог и постройкой телеграфа.
Через восемь лет строительных работ была открыта первая ветка протяженностью 669 верст. Отправной точкой пути была Пермь, а конечным пунктом служил город Екатеринбург. К концу 1885 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная ветка от Екатеринбурга до Тюмени. И лишь в начале 1888 года этот путь был объединен с Горнозаводской дорогой в одну трассу, которая получила название Уральская магистраль. 1896 год ознаменовал собой окончание строительства ветки от Екатеринбурга до Челябинска. Благодаря созданию этой линии Свердловская железная дорога была объединена с Транссибирским направлением. В связи с тем, что пропускная способность горнозаводского участка была крайне мала, в 1906 году приняли решение проложить новую линию через Урал. И уже через три года по этой ж/д трассе поехали первые поезда. На протяжении следующих годов к Пермской магистрали были присоединены Богословская, Западно-Уральская и Омская железные дороги. С 30-х годов прошлого столетия они были подвергнуты нескольким реорганизациям. Однако в итоге Пермская и Свердловская ветки были объединены. Произошло это событие в 1953 году.
Музей Свердловской железной дороги
В 2003 году на территории вокзала была открыта галерея истории, науки и техники СвЖД. К сведению, старая "гавань" для поездов была построена по проекту архитектора П. П. Шрейбера. В настоящее время это здание является памятником истории и культуры XIX века.
Парадная экспозиция
Перед входом в здание располагается открытая площадка, на территории которой находится ряд скульптур. Эти произведения архитектуры воплощают в себе железнодорожные профессии различных эпох. К примеру, здесь можно встретить изваяние начальника станции, который ударом в колокол оповещает пассажиров об отправлении поезда. Также перед входом в здание красуется группа "путешественников". Этой скульптурой автор иллюстрирует действительность, с которой сталкиваются пассажиры на вокзале. Вдобавок на площади перед зданием музея расположились наглядные экспонаты железнодорожной промышленности. Здесь можно увидеть семафор, тележку путейцев, предназначенную для перевозки шпал, шлагбаум, оборудованный сигнальным устройством и так далее.
Экспонаты
Внутреннюю экспозицию галереи представляют предметы как технического, так и исторического характера. При создании первой категории решили использовать принцип игры. Такой подход к делу был обусловлен тем, что не все посетители понимают железнодорожную терминологию. Ввиду этого воссоздали перрон Екатеринбургского вокзала XIX века. Что характерно, композиция получилась крайне реалистичной и схожей с оригиналом. Добиться такого эффекта удалось благодаря сохранившимся фотографиям перрона. На платформе авторы экспозиции расположили пассажиров, скамейки, стационарный колокол и даже багаж. Историческая же часть в музее представлена первым российским паровозом, который разработали отец и сын Черепановы. Однако данная экспозиция не ограничивается "старыми" экспонатами. Посетители музея могут ознакомиться с современными железнодорожными достижениями. С этой целью здесь представлена подробная информация о строительстве первых магистралей, поведана история образования и введения в эксплуатацию Пермской и Уральской Горнозаводской линий и так далее. Стоит отметить, что сотрудники музея при создании экспозиций стремились отразить исторические и технические данные в хронологической последовательности.
Дополнительные сведения
В Екатеринбургском музее истории, науки и техники широко представлены макеты и модели подвижного состава. Кроме того, здесь находятся коллекции наглядных экспонатов. К примеру, посетители могут ознакомиться с рабочим местом машиниста электровоза Л11. Вдобавок всем желающим предлагается изучить механизмы, инструменты и различные приспособления, применяемые в железнодорожной отрасли.
Заключение
Визитной карточкой СвЖД считается именно дорожный музей Екатеринбурга. Что характерно, представленные в нем экспонаты будут интересны не только взрослой части населения, но и маленьким посетителям. Галерея выполняет одновременно две функции. С одной стороны, даже несведущий в железнодорожной науке посетитель может легко воспринять техническую часть композиций. А с другой, все предметы галереи помогают человеку расширить его кругозор, а в некоторых случаях даже определиться с выбором профессии.