Центральный офис МТС. Офисы МТС в Москве. МТС - центральный офис, Санкт-Петербург
МТС – один из крупнейших сотовых операторов в Европе. Чем особенно знаменит российский бренд? Играет ли определяющую роль в развитии компании московский центральный офис МТС? Телефон сотовый вместо аппарата стационарного – как этот принцип пропагандировали среди россиян менеджеры сотового оператора, завоевывая рынок?
О компании
Компания МТС - крупнейший в России сотовый оператор по размеру выручки. Города, где есть национальный центральный офис МТС – Москва, Минск, Киев, Дели, Ереван. Входит в «большую тройку» главных компаний своего сегмента наряду с «Билайном» и «Мегафоном». Есть данные, что компания находится в топ-10 мировых фирм, предоставляющих услуги мобильной связи, по размеру абонентской базы и капитализации.
Офисы МТС есть во всех регионах РФ, а также в Беларуси, Украине и Армении. Компания, помимо основного профиля, занимается поставкой услуг фиксированной (проводной) связи, мобильного Интернета, кабельного ТВ. Крупнейший держатель акций – компания «АФК Система» (50,8%). Все остальные акции – в свободном обороте. Ценные бумаги компании обращаются на многих фондовых биржах в России и за рубежом. Офисы МТС в Москве можно встретить во множестве районов города.
История компании
Бренд МТС (в форме ЗАО) появился в 1993 году. Его создали российская МГТС, немецкие Deutsche Telecom и Siemens и несколько акционеров. Немцам на момент создания компании принадлежало 47% доли в акциях, 53% - россиянам. К 1997 году корпорация «АФК Система» выкупила пакет, принадлежащий резидентам РФ, а Deutsche Telecom приобрел акции, принадлежащие Siemens. В своей сегодняшней правовой форме - ОАО «МТС» - компания образовалась в марте 2000 года как результат слияния с ЗАО «РТК». В том же году российский бренд вышел на крупнейшие зарубежные фондовые биржи. В 2005 году «АФК Система» стала держателем контрольного пакет акций МТС, приобретя 10% у немецких держателей. Центральный офис МТС был в Москве (с 1994 года), в 1997-м филиалы открылись в ряде регионов. Компания использовала две главных стратегии в ходе развертывания своей деятельности в субъектах РФ. Во-первых, это были приобретения локальных сотовых операторов. Во-вторых, это участие в конкурсах на получение лицензии на оказание услуг связи. Так бренд стал известен по всей России.
Компания на рынке сотовой связи России
По итогам 2013 года МТС стала лидером российского рынка сотовой связи по выручке, заработав 355 млрд. рублей (у «Мегафона» - 293, у «Билайна» - 290). Также компания смогла опередить конкурентов по числу абонентов в сегменте фиксированной связи. Чистая прибыль компании в 2013 году составила 80 млрд руб. Это больше, чем, в частности, у «Мегафона», который, вместе с тем, опередил МТС по показателю рентабельности (44,6%). Количество мобильных абонентов «Мобильных телесистем» в 2013 году составило 107,8 млн человек.
Компания МТС заняла второе место после «Мегафона» по выручке от предоставления мобильного доступа в Интернет, однако опередила конкурентов по числу пользователей данной услуги. В сравнении с 2012 годом у МТС вырос показатель так называемой средней выручки с одного абонента – до 315 руб., в то время как годом ранее эта цифра составляла 297 руб. Средняя длительность голосовых вызовов в 2013 году (4 квартал) стала наибольшей у МТС – 345 мин. В то время как у конкурентов не превысила 300.
Сегменты деятельности
МТС фокусирует деятельность не только на предоставлении услуг сотовой связи. В 2009 году компания купила контрольный пакет акций фирмы «КОМСТАР», оказывающей сервисы связи фиксированной. В 2010 году произошло слияние двух корпораций. МТС, приобретя статус правопреемника бывшего «КОМСТАР», получила контрольный пакет акций ОАО «МГТС». В результате «Мобильные телесистемы» стали оператором практически всех существующих в России типов связи. Компания стала комплексным телекоммуникационным провайдером.
В последующие годы МТС начала усиливать позиции в сегментах фиксированной связи: в 2011-м корпорация увеличила долю во владении акциями МГТС до 94,1%, выкупив у фирмы «АФК Система» структуры «Система-Инвенчур», у которой было 29% акций Московской городской телефонной сети.
Деятельность в Белоруссии
Компания имеет широкие масштабы деятельности в Белоруссии. В начале 2014 года количество абонентов этого сотового оператора в стране превысило 5,39 млн, из них 1,7 млн – пользователи Интернета. Покрытие МТС составляет 98,4% от всей территории государства. Центральный офис МТС в Белоруссии располагается в Минске.
Работу оператора обеспечивают порядка 6700 станций. Скорость мобильного Интернета от "Мобильных телесистем" в Белоруссии, благодаря применяемым технологиям, может достигать 42 мегабит/сек. Российский сотовый оператор присутствует в соседней стране с 2001 года. Тогда московский офис МТС выиграл государственный тендер на лицензионное обслуживание абонентов. Правда, российская компания не владеет контрольным пакетом акций своей дочерней фирмы в Белоруссии (только 49%).
Деятельность в Украине
Бренд МТС известен и в Украине. Обслуживание абонентов в этой стране под маркой «Мобильных телесистем» осуществляет компания UMC. Центральный офис МТС в Украине расположен в Киеве. В 2003 году МТС, являясь крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной Европе, купила контрольный пакет акций UMC (сначала 57,7%, а том же году, благодаря нескольким сделкам по поглощению, эта цифра увеличилась до 100%). Появляется локальный оператор «ДЖИНС» с самыми низкими на рынке тарифами.
Большое внимание уделяется развитию технологий. В конце 2003 года украинская «дочка» МТС запускает доступ в Интернет на основе GPRS, развиваются сервисы, связанные с дистрибуцией мобильного контента. В 2004 году UMC обеспечивает полное покрытие киевского метрополитена (включая туннели от одной станции к другой). В конце 2004 года количество абонентов сотовой связи в Украине начинает превышать число тех граждан, которые пользуются стационарными телефонами. Лидер рынка на тот момент – UMC. За годы работы эта компания, на 100% принадлежащая МТС, удостоилась нескольких почетных премий в области бизнеса. Например, в 2005 году она стала лучшим работодателем в Украине (по версии журнала «Деловой»).
Деятельность в Индии
Компания МТС работает на рынках дальнего зарубежья. Очень активно российский бренд осваивает рынок Индии. В декабре 2008 года АФК «Система», владеющая контрольным пакетом оператора, и группа компаний Shyam зарегистрировали совместную фирму – Sistema Shyam Teleservices. Центральный офис МТС в Индии расположен в Дели. Российская компания, таким образом, получила доступ к рынку страны, население которой превышает 1,17 млрд человек. В планах АФК «Система» – получить 100% акций совместного предприятий.
Правда, эта инициатива, как пишет российская бизнес-пресса, не находит понимания среди миноритариев, в результате чего суд наложил запрет на сделки в рамках российско-индийской компании. Представители совместного предприятия обязались соблюсти предписания судебной инстанции. До тех пор, пока разрешение властей Индии на проведение сделки не будет получено, доля российских АФК «Система» и Росимущества, которым принадлежит 73,95% Sistema Shyam Teleservices, не может быть увеличена.
МТС в Санкт-Петербурге
Интересна история появления МТС на рынке Санкт-Петербурга. К моменту прихода московского оператора (начало 2001 года) здесь первую скрипку играл «Мегафон». Объективных условий для того, чтобы подвинуть лидера петербургского рынка, как полагали эксперты, у МТС не было. Тогда московские менеджеры решили совершить несколько оригинальных ходов. Во-первых, компания быстро запустила несколько десятков базовых станций. Во-вторых, москвичи предельно удешевили звонки внутри сети – до 1 цента за минуту (правда, акция длилась только до конца 2002 года). Начался, как отмечали аналитики, настоящий бум переподключений с «Мегафона» на нового оператора. Подстанции еще нескольких крупных городов Северо-Запада России были подключены к расположенному в Санкт-Петербурге коммутатору МТС. Центральный офис СПб-филиала оператора стал обслуживать соседние регионы, в каждом из которых действовали тарифные правила для домашней сети. Количество абонентов росло в прогрессии. Если в мае 2002 года в Петербурге и Ленобласти было 320 граждан, подключившихся к МТС, то к началу 2003-го – более 800 тысяч, к середине этого года их число превысило 1 млн, а к середине 2005-го в Петербурге стало более 2 млн абонентов этого оператора.
Известность МТС в мире
Бренд целых 7 раз попадал в список 100 крупнейших брендов мира («рейтинг BRANDZ») по версии Millward Brown Optimor (международное агентство по маркетинговым исследованиям). Цена бренда по состоянию на 2014 год – порядка 12,18 млрд долларов. Впервые в рейтинги этой организации МТС попала в 2008 году (со стоимостью бренда в 8,1 млрд долларов). Никакой другой российской оператор в них не представлен. Эта фирма занимает 9-ю строчку в рейтинге самых дорогих телекоммуникационных брендов (также согласно исследованию Millward). Кроме МТС, из российских частных компаний в рейтинге BRANDZ есть Сбербанк.
Цена бренда, согласно методологии Millward, формируется, исходя из прогнозируемой выручки компании, которую способно генерировать ее название. Важны также позиции фирмы на рынке, мнение абонентов. Эксперты Millward изучают более 50 тыс. компаний по всему миру и проводят опрос более 1 млн респондентов. Поэтому не только красочный центральный офис МТС, адрес которого известен многим москвичам, определяет лицо компании, но также и мнение пользующихся услугами этого оператора.