Настройка переключателя скоростей на велосипедах. Скорости на велосипеде

Удивительно, что многие покупатели, приобретающие себе впервые велосипед, даже не подозревают, зачем ему необходимы передачи и как осуществляется их настройка. Бытует стереотип, что чем больше у этого транспортного средства скоростей, тем он представительнее и лучше. Парадоксом на фоне подобных заблуждений смотрится велосипедист, который штурмует возвышенность на наименее подходящей для этого передаче, когда вращать педали очень трудно, и каждый сантиметр даётся с огромным трудом. Хотя иногда можно наблюдать и иную ситуацию: всадник летит с горы и еле поспевает за движениями шатунов и системы, работающей на низкой скорости.

Назначение передач

Для того чтобы разобраться с такими странными ситуациями, нужно уяснить, зачем необходимы скорости на велосипеде и когда их использование уместно. Однако для этого стоит ознакомиться с термином "каденс" – оптимальной частотой вращения педалей. Каденс делится на несколько видов:

  • высокий;
  • низкий;
  • оптимальный.

При высоком всаднику приходится слишком часто крутить педали, что приводит к усиленной раскачке в седле и нерациональному использованию усилий. Особенно остро данный недостаток ощущается, если велосипедист не использует контактные педали или туклипсы, позволяющие зафиксировать положение ноги в верном положении.

Когда каденс низкий, педали вращаются очень медленно. Для передачи необходимо прилагать значительные усилия. Возникает закономерный вопрос: "Зачем же тогда передний переключатель скоростей на велосипеде, если он не используется?" Тем более что при перемещении в таком режиме мышцы очень устают, возрастают нагрузки на суставы, что может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Рекомендуемые условия

Оптимальный каденс предполагает разумное использование сил велосипедиста в зависимости от его индивидуальных особенностей, веса и преобладающего рельефа на местности. Для равнин среднее значение его находится в пределах от 80 до 110 оборотов за минуту. Своевременно задействуя переключатели скоростей на велосипеде (Shimano, Sram или их аналоги), велосипедист чувствует себя комфортно, но при этом продолжает контролировать значения рекомендуемого каденса по компьютеру. Именно в таком режиме человек чувствует себя комфортно и равномерно расходует собственные силы.

Переключение передач

Очень важное значение имеет и момент, когда выполняется смена скорости. Переключение передач необходимо выполнять по одной и во время их смены давать незначительную нагрузку на педали. Это позволит избежать повреждения цепи, натяжителей и сохранит в целости велосипед, настройка переключателя скоростей которого может вызвать у начинающих множество сложностей и даже повлечь финансовые расходы. Ведь при подъезде к крутому подъёму велик риск не только получить серьёзную травму, но и принести своего железного друга домой на руках. Особенно часто подобные неурядицы происходят при использовании оборудования начального уровня, не обладающего значительными запасами прочности. Рассмотрим принципы его отладки и функционирования.

Особенности настройки системы подключения скоростей

Для начинающих регулировка переключателя скоростей велосипеда – это кромешный ад. Несмотря на то что этот механизм представляет собой незамысловатую механическую систему, он очень требователен к нюансам. Поэтому перед началом работ важно убедиться, что передний и задний переключатель исправны, а цепь формирует правильный чейнлайн между звёздами. Определение этих параметров производится визуально. Для этого необходимо перевернуть велосипед вверх ногами и осмотреть его заднюю часть – от перьев и до кареточного узла. Переключатель скоростей должен быть надёжно закреплён за кронштейн, а цепь, которая находится на его роликах, не загрязнена и смазана соответствующими материалами, обеспечивающими ее скольжение и минимальный износ. Проведите в воображении линию между задними и передними звёздами. Если она приходится на их центр, то элементы системы откалиброваны должным образом и установка проставочных колец не понадобится. Если наблюдаемая ситуация диаметрально противоположна, то необходимо это устранить, для этого необходима настройка переключателя скоростей на велосипедах.

Косвенной причиной его неудовлетворительного функционирования может быть и тросик, соединяющий манетки через защитную рубашку. Ведь если он ржавый и в нем нет смазки, то вы будете испытывать сложность при эксплуатации системы в целом. Подобная ситуация будет наблюдаться и при его заломах, когда прохождение этого тонкого троса будет стопориться из-за избыточного трения.

Существует еще три важных этапа отладки, пренебрежение которыми не позволит вам настроить смену скоростей надлежащим образом. К ним стоит отнести состояние соединяющего троса, положение винтов, которыми производится настройка переключателя скоростей на велосипедах, и функционирование подпружиненного механизма натяжителя.

Защитная рубашка и кабель

Отладка этого средства играет заметную роль. Тросик соединяет манетки с переключателями, от него зависит, с каким усилием выполняется смена передач. В то же время им обеспечивается правильное положение цепи на роликах и звездах. Если натяжение троса будет избыточным, то передачи могут проскакивать на несколько позиций или меняться. Если же он будет ослаблен, то прилагаемое усилие станет недостаточным для задействования механизма - и ничего не будет происходить.

Регулировочные винты

Когда производится настройка переключателя скоростей на велосипедах, они обеспечивают необходимое положение цепи на роликах, кассете и звёздах шатунов. Верхние винты обычно ответственны за смещения переключателей вверх по вертикали, тогда как нижние – вниз. Регулировка их позиций производится шестигранным ключом. На конкретном примере это будет выглядеть следующим образом: при проскакивании цепи по зубьям кассеты механизм необходимо опускать вниз для надёжного сцепления. В этом случае нижний ролик обеспечивает плотный контакт между элементами привода. Если же на цепи заметны следы повышенного износа, но стоит провести обратные действия и ослабить это взаимодействие.

Настройка натяжителя

Этот элемент доставляет наименьшее количество трудностей, когда производится настройка переключателя скоростей на велосипедах. Обычно его регулировочный винт не требует вмешательства, но порой из-за смещения в крайнее положение он может способствовать биению и ускоренному износу верхнего шкива и цепи. Вопрос решается его закручиванием или фиксацией гровером.

Если после выполнения предложенных рекомендаций положительный результат не был достигнут, то необходимо обратиться к квалифицированным веломеханикам, которые смогут решить вашу проблему.

Комментарии