Как обозначается пешеходный переход знаками. Пешеходный переход: ПДД

Специальную область на проезжих частях дорог называют пешеходным переходом. Она необходима для перемещения прохожих с одной стороны улицы на другую. Обычно её выделяют каким-либо образом. Иногда это могут быть искусственные сооружения, выстроенные над дорогой либо под ней. ПДД требуют, чтобы обозначался пешеходный переход знаками дорожными - специальными или разметкой.

"Зебра" и знаки для людей, как правило, устанавливаются перед перекрёстком либо вблизи троллейбусной или трамвайной остановки. Их можно обнаружить и в иных местах, где слишком интенсивен поток прохожих. Именно здесь так важно неукоснительно следовать требованиям ПДД. В соответствии с законодательством ГИБДД (ранее называвшаяся госавтоинспекцией) занимается регулированием изменений на дорогах и обеспечением порядка.

Систематизация пешеходных участков

Там, где рисуется разметка "зебра", переход пешеходный называют наземным. Именно в этом месте люди могут перемещаться с одной стороны улицы на другую. Данную часть мостовой могут выделять иными способами.

Самыми простыми являются нерегулируемые пешеходные переходы. Именно на них водители автомашин и иных средств передвижения обязаны уступать прохожим дорогу. Переходы такого вида делаются на улицах, где поток автомобилей сравнительно небольшой. А какой используют здесь знак? Пешеходный переход нерегулируемый обозначается знаком 5.19. Очень часто такие участки дорог оснащаются светофорами. Но эти аппараты либо отключены, либо у них мигает только жёлтый фонарь.

Кстати, на таких переходах с 2010 года, особенно в мегаполисах с интенсивным движением автомашин, начали использовать дополнительные средства выделения. Теперь они выглядят таким образом:

  • Зона прохода пешеходов освещается как можно ярче.
  • Перед переходом можно встретить "лежачего полицейского".
  • Над проезжей частью вывешивается дублирующий знак.
  • Устанавливаются мигающие жёлтые огни.
  • Знак "Пешеходный переход" обводится жёлто-зелёным световозвращающим кантом.
  • Возле него иногда встречаются шумовые полосы: четыре либо пять "лежачих полицейских", находящихся на разном расстоянии. Причём частота размещения увеличивается в зависимости от приближения к переходу.
  • "Зебра" вырисовывается белыми полосами вперемежку с дополнительными оранжевыми.
  • Применяется световая анимация знака.

Регулируемыми пешеходными переходами называют оснащённые исправными, работающими в ординарном режиме светофорами, участки дорог. Как правило, их размещают по линиям уличного перекрёстка. Автомобильный и пешеходный светофоры совмещают. Такие переходы можно встретить и вне перекрёстков. Но они оборудуются светофорами с кнопкой, включающей зелёный сигнал по требованию.

Внеуличные пешеходные переходы могут размещаться и на одном уровне с дорогой, и на разных. Они делятся на надземные и подземные. Строительство таких объектов обходится весьма дорого. Только поэтому как надземный, так и подземный пешеходный переход можно встретить лишь на улицах с большим автопотоком. Ведь "зебра", нанесенная на проезжую часть в таких местах, привела бы к уменьшению пропускной способности дороги.

Переходы для пешеходов под землёй выстраивают не только под проезжей частью автомагистралей, но и под ж/д путями.

Надземные коридоры имеют параметры моста либо виадука. Их оборудуют и над мостовыми, и над ж/д путями.

Правила

Каким образом осуществляется проезд пешеходных переходов, если не работает либо отсутствует светофор? Согласно п.14.1. Правил движения по дорогам России (ПДД РФ), водитель обязан пропускать людей, идущих по проезжей части.

Правила перехода пешеходного перехода также гласят, что если на "зебре" имеется светофор для машин либо людей, то следует ждать, когда загорится зелёный разрешающий сигнал - и лишь после него начинать движение. Кроме того, водитель должен пропускать прохожих, идущих через дорогу, на которую он поворачивает. Об этом говорит п.13.1. ПДД РФ.

Для прогулок

Что называют пешеходной зоной? Это городские земли, предназначенные исключительно для людей. На них запрещено передвигаться на автотранспортных средствах. Исключение лишь составляют автомобили маршрутного транспорта, спецслужб, коммунальной техники, машины для инвалидов, для обслуживания магазинов. И, конечно же, лишь тогда, когда у авто отсутствует альтернативный маршрут. Необходимо отметить, что первые зоны такого вида появились в Европе в 1950-х годах.

По российским правилам

Как обозначают вообще переход пешеходный? ГОСТ требует размещать знаки с каждой стороны улицы возле ее границ. А что собой представляет пешеходная зона в российской практике? Это территория, у которой со всех сторон по периметру установлен знак 5.33. Кстати, до появления его использовали знак 3.2 "Движение запрещено". Как правило, граница такого участка находится там, где установлен дорожный знак 5.34 "Конец пешеходной зоны". На этой территории любым средствам передвижения запрещено ездить. Но можно иногда встретить трамвайно-пешеходные аллеи. В этом случае для трамваев сделано исключение.

Первой пешеходной улицей в Москве стал Арбат. Движение по нему на автомобиле запрещено давно.

Мосты для населения

Надземными пешеходными переходами называют внеуличные коридоры для прохожих. Они изготавливаются в виде своеобразного моста. По нему могут передвигаться только люди. Располагают такой переход обычно над железнодорожными путями либо проезжей частью.

Достоинства прогулочных мостов:

  • Уровень безопасности намного выше, чем у наземных пешеходных переходов.
  • В сравнении с подземными коридорами для людей у них более низкая стоимость.
  • Отсутствует необходимость изменения подземных коммуникаций.
  • Круглосуточное освещение не используется. Ведь всё, что происходит в переходе, снаружи великолепно просматривается.

Основным недостатком таких проходов является большой перепад высот, чего не скажешь о подземных конструкциях.

Дорожный знак "Надземный пешеходный переход" по ГОСТу Российской Федерации входит в категорию знаков, несущих информацию, и имеет № 6.7.

Конструкции под землёй

Подземные переходы для прохожих, как правило, состоят из тоннеля, размещённого под железной дорогой либо проезжей частью. К нему ведут ступени от пешеходных дорожек. Очень часто такая лестница имеет специальные спуски для велосипедов, инвалидных и детских колясок. Возле неё всегда можно увидеть знак перехода.

В СССР подземные коридоры использовались людьми в соответствии с их функциями. После развала Советского Союза в них начали строить магазины, появились рекламные щиты. Некоторые, слишком большие по величине подземные переходы преобразованы в торговые центры. Входы в них обычно на ночь закрываются. В тех мегаполисах, где есть метрополитены, такие коридоры совмещают с ближайшей станцией метро.

Дорожный знак "Переход пешеходный подземный" по ГОСТу России относится к категории знаков для информации и имеет № 6.6.

Достоинства и недостатки подземных конструкций

К преимуществу подземного перехода относится его небольшая глубина залегания, примерно два или три метра. Великолепной возможностью для развития малого и среднего бизнеса является также использование пространства под улицами в коммерческих целях.

Недостатком этих сооружений является слишком дорогое строительство. Ведь во время стройки перекрывают улицы, ведут земляные работы, а иногда требуется даже перекладка инженерных магистралей.

Интересные факты

Первые подземные переходы были построены в Москве в 1959 году. В Санкт-Петербурге тоже есть такие объекты. Самый длинный берёт своё начало из вестибюля станции метро "Выборгская", расположенного на поверхности земли.

Нарушение ПДД

С сентября 2013 года, согласно последнему выпуску таблицы штрафов, ужесточилось наказание за игнорирование прохожих. В статье 12.18 КоАП чётко сказано: штраф за пешеходный переход составляет 1500 рублей. Столько заплатит водитель, который не желает уступать дорогу людям либо велосипедистам.

Если же на регулируемом переходе шофёр нарушит данное правило, то наказание будет намного серьёзнее. А именно: ст. 12.12 ч. 1, которая трактует движение на красный свет, уменьшит ваш бюджет на 1000 рублей. Но если имеет место повторное нарушение, штраф выплачивается в размере 5000 рублей, а права изымаются на 4-6 месяцев. Не остановился перед стоп-линией? Согласно ст. 12.12 ч. 2, данный казус облегчит ваш кошелёк на 800 рублей.

Ох, уж этот пешеходный переход! ПДД гласят, что, подъезжая к "зебре", возле которой отсутствует светофор, шофёр обязан сбавить скорость и пропустить людей, даже если они начали движение с противоположной стороны улицы.

Когда пешеход заплатит штраф?

Всегда ли в авариях на дорожных переходах виноваты водители? Ведь случаев, когда перед машиной внезапно выскакивают прохожие, множество. Фактически человек сначала должен оценить ситуацию на проезжей части и лишь тогда начинать движение через дорогу. Обычно знак "Пешеходный переход" размещают на удобном расстоянии, в переделах видимости, чтобы людям было проще передвигаться по улицам.

Автовладелец может использовать видеорегистратор. Этот прибор поможет ему доказать, что именно прохожий внезапно выскочил перед авто. Автомобилист сможет продемонстрировать, что, согласно инструкции, он снижал скорость и оценивал ситуацию на дороге. И тогда пешехода может ожидать штраф 500 рублей. Данный вариант подходит и для тех случаев, когда люди спешат перейти дорогу, а светофор ещё горит красным. Практика свидетельствует, что с пешеходами разговаривать весьма сложно, особенно если это люди преклонного возраста. Поэтому аварийные ситуации лучше не создавать. Просто необходимо немного понимать психологию человека. Лучше жестом показать гражданину, что ты его пропускаешь, чем потом выплачивать штрафы. Тем более на городских улицах сейчас много камер видеофиксации.

Если вас остановил инспектор, предложите ему позвать пешехода. Ведь только он может сообщить, заставили ли вы его изменить скорость и направление движения? Можно узнать у пешехода, представлял ли переход по "зебре" для него опасность или нет. Ведь он не имел права начинать движение через дорогу при запретительном знаке светофора либо вообще там, где нет перехода. Инспектор ГИБДД обязан сообщить пострадавшему, что согласно ст. 51 Конституции тот имеет право против себя не давать показаний. После разъяснений прохожий будет утверждать, что помех вы ему не создавали, а знак "Пешеходный переход" он ценит и почитает. Ну, по крайней мере, он будет просто молчать.

Если сотрудник ГИБДД не желает говорить с пострадавшим, попросите дать вам записать в протокол: "Инспектор приглашать пешехода отказался. Этим действием он нарушил моё право о предъявлении доказательств в соответствии со ст. 25.1 КоАП. Я не мешал передвижению пешехода. Доказательств правонарушения нет".

Кто такой регулировщик и зачем нужен светофор

Регулировщики могут превратить любой перекрёсток в регулируемый пешеходный переход. Картинки, его обозначающие, можно найти в ПДД. Если вы увидели на дороге сотрудника ГИБДД, то необходимо подчиняться его действиям, а не сигналам светофора.

Регулировщик, как правило, демонстрирует специальные жесты:

  • Над головой поднята правая рука – в данном случае пешеходам запрещено передвижение.
  • Если регулировщик протянул вперёд правую руку – людям разрешено идти со стороны его спины.
  • А если он руки вытянул в противоположные стороны в виде буквы Т? Этот жест означает, что движение пешеходов разрешено и сзади регулировщика, и перед ним.

На практике сотрудники ГИБДД пользуются совершенно другими жестами. Очень часто они разрешают прохожим движение обычным взмахом руки в нужном направлении.

А как же регулирует перекрёсток светофор? Для выполнения данной функции он должен работать в режиме красный-жёлтый-зелёный.

Существует специальный пешеходный светофор. Он изготовлен из двух секций, на которых изображены красный и зелёный человечки. Этот светофор разрешает идти гражданам, если включён зелёный сигнал, и запрещает им движение, если включён красный. Неподчинение сигналам устройства является нарушением ПДД, за которое на пешехода могут наложить административный штраф.

Нерегулируемая "зебра"

Правила перехода пешеходного перехода нерегулируемого достаточно строгие, но справедливые. В них говорится, что человек должен сам заботиться о безопасности своего движения. Не следует бросаться под колёса приближающихся автомобилей, как делает большинство российских пешеходов.

Пересекая автомагистраль вдали от перехода, необходимо заботиться о собственной безопасности. Ведь здесь отсутствует разметка "Пешеходный переход". Помните, что нельзя выходить из-за других автомашин. Вы не должны создавать помехи для передвижения авто. Необходимо в подобных местах пересекать дорогу на достаточном расстоянии от приближающегося транспорта. Вдали от переходов почти всегда именно пешеходы являются виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Пересечение проезжей части

Продолжаем изучать пешеходный переход. ПДД запрещают делать остановки при пересечении дороги. И лишь когда нужно обеспечить безопасность движения, вы вправе остановиться. Теоретически каждый человек в любой момент может передохнуть на проезжей части на специальном островке безопасности, сославшись на это правило. Но на практике проделывать подобные трюки не рекомендуется.

Можно останавливаться на линии, разделяющей противоположные направления транспортных потоков. Не рекомендуется это делать на дорогах с оживлённым движением. Лучше заранее просчитать свои силы и преодолеть проезжую часть полностью.

Кстати, линия, разделяющая противоположные направления транспортных потоков, является некоторой воображаемой линией, которую вам предлагается определять самостоятельно, а не дорожной разметкой на асфальте.

И последнее: человек, идущий по пешеходному переходу, не должен уступать дорогу машинам, у которых включены только проблесковые маячки и отсутствует специальный звуковой сигнал.

Комментарии