Что такое тональность в музыке. Тональность песни. Мажор, минор

Перед разбором той или иной музыкальной композиции исполнитель прежде всего обращает внимание на тональность и ключевые знаки. Ведь от этого зависит не только правильное прочтение нот, но и целостный характер произведения. Интересен тот факт, что многие композиторы обладают цветным слухом и представляют каждую тональность в определенных красках. Случайно ли это происходит? Или это тонкое внутреннее чутье?

Понятие и определение тональности

Знаменитые теоретики Б. Л. Яворский и И. В. Способин указывают, что это высотное ладовое положение. Так, например, если тоника "до", а лад "мажор", то тональность будет "До мажор".

В более узком (специфическом) значении тональность в музыке - это тоже система функционально разграниченных связей, с определенной высотой. Только уже на основе трезвучия консонирующего. Она характерна для гармонии 17-19-го веков (классико-романтической). В конкретном случае можно говорить о существовании нескольких тональностей, их системы взаимоотношений. Таких, например, как кварто-квинтовый круг, их родственные тональности, параллельные, одноименные и проч.

Еще одно значение. Это иерархически централизованная система высотных связей, которые функционально разграничены (дифференцированы). От ее объединения с ладом образуется ладотональность.

Тональность в 16-м веке

Тональность в музыке 16-го века находится в затруднительном положении. Сам термин введен в 1821 году Ф. А. Ж. Кастиль-Блазлом (известным французским теоретиком). Продолжил развивать и распространять понятие тональности с 1844 года Ф. Ж. Фетис. В России данный термин не употреблялся и вовсе вплоть до конца 19-го века. В трудах Римского-Корсакова и Чайковского о тональной гармонии нигде не встречается. И только книга Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма", оконченная в 1906 году, проливает на нее свет.

Термин "тональность" имеет несколько смыслов. Во-первых, это ладотональная гармонико-функциональная система. Во-вторых, это конкретная тональность в музыке. То есть какая-нибудь ладовая разновидность на определенной высоте. Современное понятие тональности превосходно раскрыто в труде Карла Дальхауза. Он трактует ее в широком смысле слова. Исходя из его определения, становится очевидно, что древнемодальная григорианская мелодия - это первый образец тональности. Он отмечает, что, помимо аккордово-гармонической, есть мелодическая тональность.

Главные признаки тональности

  1. Присутствие определенного устоя или центра. Это может быть звук, какой-либо аккорд или совершенно другой центральный элемент.
  2. Наличие некой организации звуковых отношений, которая непосредственно объединяет их в иерархически соподчиненную систему.
  3. Единый устой, центр или целая система, которые должны быть закреплены на одной высоте. Исходя из этого следует, что тональность в музыке предполагает наличие своеобразной централизации, находящейся вокруг того или иного элемента.
  4. Лад (мажор, минор), который дан в виде аккордовой системы и мелодии, идущей по их "канве".
  5. Ряд характерных диссонансов: D с септимой и S с секстой.
  6. Внутренняя смена гармонии.
  7. Ладовая структура, в основании которой заложены три главные функции: тоника, субдоминанта и доминанта.
  8. Крупные формы на основе модуляции.

Лад и тональность у Палестрины

В классической тональности преобладает принцип тяготения к центру (тонике). В модальном же ладу, напротив, такого нет. Есть только подчиненность звукоряду. У Палестрины четко выявлены основные черты системы лада при наличии двух пластов. Это хоральная (монодическая) подоснова и ее структурная реорганизация. В палестринском ладу отсутствует явное тяготение к тонике. Нет также и категории как таковой. У Палестрины присутствует целостная организация звуков, расположенных по высоте. Нет каденций, соответственно, нет и тяготения к устою. То есть построения могут принадлежать абсолютно любому ладу. Итак, у Палестрины нет тональности как у венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена).

Монодические лады и гармонические тональности

Мажор и минор стоят в одном ряду с иными ладами: эолийским, ионийским, фригийским, обиходным, локрийским, дорийским, миксолидийским, а также пентатоникой. Между гармоническими тональностями и монодическими ладами - огромная разница. Тональностям мажора и минора присуща внутренняя напряженность, активность, динамизация и целеустремленность движения. Им также свойственны многообразные функциональные отношения и предельная централизованность. Все это отсутствует у монодических ладов. У них также нет отчетливого тяготения к тонике, ее доминирования. Ярко выраженный динамизм тональной системы тесным образом соприкасается с характером европейского мышления эпохи нового времени. Э. Ловинский удачно подметил, что модальность, по сути, являет собой стабильный взгляд на мир, а тональность напротив - динамический.

В какие цвета радуги композиторы "окрашивают" тональности?

Каждая тональность, находясь в системе, обладает определенной функцией не только в динамико-гармонических отношениях, но и в колористическом плане. В связи с этим чрезвычайно распространены представления о характере и цвете (окраске в буквальном смысле).

Так, например, тональность "До мажор" является центральной в общей системе и считается самой простой, поэтому ее окрашивают в белый. У многих музыкантов, в том числе у великих композиторов, часто обнаруживается цветной слух. Явным представителем такого слуха считается Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Так, например, тональность "Ми мажор" ассоциировалась у него с несколькими: ярко-зеленым, цветом весенних березок и пасторальными оттенками. "Ми бемоль мажор" для него - это преимущественно темная и сумрачная тональность, которую он окрашивал в своем воображении в серо-синеватый тон, характерный для городов и крепостей. Людвиг ван Бетховен считал "Си минор" черной. Такой цвет не вызывает удивления, ведь произведения, написанные в этой тональности, всегда звучат скорбно и трагически. Как видим, цвета не возникают случайно, они полностью соответствуют выразительному характеру музыки. Если изменить тональность, то она приобретет совершенно иные краски. Наглядный тому образец, переложение мотета Вольфганга Амадея Моцарта (Ave verum corpus, K.-V. 618) Ференцом Листом. Из "Ре мажора" он транспонировал ее в "Си мажор", в связи с чем изменился стиль музыки, появились черты романтизма.

Какую роль и место занимает тональность в музыке?

Начиная с 17-го века, различные тональности аккордов, преимущественно со сложными структурами, стали важным музыкально-выразительным средством. Иногда и тональная драматургия составляет конкуренцию тематической, сценической и текстовой. Петр Ильич Чайковский считал, что суть музыкальной мысли напрямую зависит от гармонии и модуляции, нежели от мелодического рисунка. В построении музыкальных форм неоспорима огромная роль тональности. Особенно это касается крупных форм: сонатной, циклической, оперной, рондо и проч. Среди средств, которые придают выпуклость и рельефность, особо выделяются следующие: постепенный или внезапный переход из одной тональности в другую, быстрая смена модуляций, сопоставление контрастных эпизодов. Все это происходит на фоне устойчивого пребывания в главной тональности.

Родство тональностей

Родственные тональности бывают первой, второй и третьей степени. К группе номер один относятся все аккорды диатонической системы избранной или заданной тональности. Отыскать их предельно просто. Для этого требуется от тоники найти аккорды субдоминанты и доминанты. Это четвертая и пятая ступени. У них также есть свои родственные аккорды, которые идентичны им по звуковому составу. Вторая степень родства - это тональности с одинаковой тоникой, но разными ладами (как и одноименные). Так, например, "До мажор" и "До минор". Знаки тональностей, соответственно, будут разными. В "До мажоре" их нет, а в одноименном миноре три бемоля.

Аккорды третьей группы имеют общую ступень (3). К третьей степени родства относятся также два аккорда, идентичных по строению и стоящих на расстоянии трех тонов. Так, например, это "До мажор" и "Фа диез мажор". Все эти знания очень пригодятся, если надо изменить тональность песни при помощи модуляции или отклонения.

Заключение

Таким образом, тональность имеет комплекс главных признаков, которые определяют ее суть. Теоретики трактуют ее по-разному. Также ученые расходятся во мнениях по поводу ее возрождения и угасания. Если исследователи и музыканты западноевропейских стран обнаружили ее рано (еще в 14-м веке), то в России ее стали применять гораздо позже. Именно поэтому тональность в музыке венских классиков и романтиков значительно отличается от той, которая была у Палестрины и будет у Шостаковича, Хиндемита, Щедрина и других композиторов 20-21-го столетия.

Комментарии